Под белым крестом Лузитании 1.
«Бог велел мне напасть на Ирак и уничтожить Саддама» - Джордж Буш Младший.
(такую цитату президента США приводит в своей статье «Божественная миссия Джорджа Буша» в журнале «Метрополис» журналист Крис Флойд (http://www.tmtmetropolis.ru/stories/2003/06/27/120.html).
В семидесятые годы в журнале «Вокруг света» публиковалась повесть журналиста-международника Евгения Коршунова «Под белым крестом Лузитании». Во вполне советском духе она повествовала о событиях в некоей вымышленной африканской стране. Повесть, впрочем, по тем временам была интересной - вертолеты метрополии и партизаны, наемники (белые и черные) и советские дипломаты, руководители антиколониальной революции и предатели.
В описываемой стране явственно угадывалась Ангола, которая как раз в те годы добилась независимости, а под «Лузитанией» подразумевалась Португалия. Так называлась она еще в римские времена (по имени кельтского племени лузитанов). Знаменитая поэма португальца Камоэнса (по которой, кстати, Жак Паганель учил испанский язык) называется «Лузитания».
Генерал, (командующий в повести войсками метрополии) считал себя подлинным выразителем духа западной цивилизации, наследником конкистадоров, с крестом и мушкетом утвердивших свой порядок на территории полумира. И бронированные вертолеты с крестами на фюзеляжах представлялись ему наследниками древних каравелл.
Португалией в те годы правил диктатор Салазар. От большинства других (в том числе европейских) диктаторов его отличал высокий уровень образования - он был не генералом, а профессором университета. И Салазар искренне пытался сохранить обширную португальскую колониальную империю в конце 20 века с помощью актуализации элементов средневековой культуры.
«Лузитания», как известно, проиграла. Но идея «крестовых походов» неожиданно возродилась, причем на гораздо более высоком уровне. Вначале Рейган провозгласил «Крестовый поход против коммунизма». Затем его идейный преемник Джордж Буш Младший заговорил о «Крестовом походе против Оси зла».
Причем, несмотря на то, что в «Ось зла» зачислены Северная Корея и некоторые другие малые страны, острие военного удара Буша направлено против исламского мира. И не случайно возник образ крестоносца - крестовые походы объявлялись римскими папами против мусульман и (в меньшей степени) против «схизматиков» - православных. Был еще крестовый поход против западных славян-язычников.
Джордж Буш старается здесь выступать от имени всей христианской цивилизации. Но его проблема в том, что понятия «Запад» и христианство уже давно не являются синонимами. Да и христианство далеко не едино (впрочем, как и ислам). Сам Папа Римский Иоанн Павел II извинился за крестовые походы перед мусульманами.
Странные для современного восприятия высказывания и действия Буша объясняются идеологией его правоконсервативного окружения, среди которого играют немалую роль такие фундаменталистские протестантские течения, как диспенсациализм и доминионизм.
В определенных кругах Америки в конце семидесятых годов произошла настоящая консервативная революция. Именно она привела к власти Рональда Рейгана. Эта волна затронула многие области американской жизни - экономику, политику, мораль. По словам известного идеолога антиглобализма Ноама Хомского, ее экономической опорой явился крупный бизнес в США, не связанный с транснациональными корпорациями, который решил «круто повернуть назад», во времена, предшествующие политике Нового курса Франклина Рузвельта.
На острие атаки оказались столь разнородные явления, как либеральные свободы, аморализм, «государство всеобщего благоденствия» с его «засильем бюрократов», меньшинства, ООН. Но особенно интересно влияние идей диспенсациализма и доминионизма, внезапно утративших маргинальность, на внешнюю политику США.
И здесь я адресую
читателей к статьям Бориса Межуева (заместитель главного редактора журнала "Космополис") «В преддверии великого ухода» и «Millennium
Now. Американские протестанты открывают для себя Светлое Будущее».
«Диспенсациализм
возник около 200 лет назад, в Британии. Его создатель, выходец из Ирландии Джон
Нельсон Дэрби пришел к выводу, что Бог в истории имеет двух разных
проводников своей воли - Израиль и Церковь. Действует Он попеременно то с
одним, то с другим. Все, что говорится в Библии, в том числе в Откровении Иоанна Богослова, об Израиле, следует относить именно к
еврейскому народу, а не к христианской церкви конца времен» (http://www.archipelag.ru/text/604.htm
«В преддверии великого ухода» Борис Межуев).
«Еще со времен Рональда Рейгана было известно, что
поддержка Америкой Израиля в ближневосточном конфликте объясняется не только
прагматическими соображениями и даже не только влиянием так называемого
еврейского лобби, активно действующего как в конгрессе, так и в президентской
администрации.
Ориентация на союз с Израилем никогда не была бы столь
сильна в США, если бы ее не поддержали представители белого протестантского
большинства.
Лидеры этого большинства, евангелические телепроповедники Джерри Фолуэлл и Пэт Робертсон, участники президентских кампаний от правого крыла Республиканской партии - люди крайне консервативных взглядов, — являются, тем не менее, наиболее преданными соратниками правых израильских политиков в их борьбе за воссоздание Государства Израиль в тех границах, в каких оно существовало в эпоху библейских царей Давида и Соломона» (http://www.archipelag.ru/text/604.htm
«В преддверии великого ухода» Борис Межуев).Если
мыслить в рамках «крестовых походов», то Израиль, безусловно, очень напоминает
Иерусалимское королевство - плацдарм крестоносцев в Святой земле, нуждающийся в
постоянной подпитке извне.
Для представителей диспенсациализма
(от латинского слова «dispensatio» - «милость, разрешение» и, одновременно,
«Божий промысел) характерен ярко выраженный эсхатологизм, то есть представление
о Конце света с финальной битвой Добра и Зла. В русской религиозной философии
имеется нечто подобное. Например, в эссе Владимира Соловьева «Три разговора»
живописуются «последние времена» истории, пришествие Антихриста и сражение его полчищ с армией Израиля (которого, заметим, еще не
существовало во времена Соловьева!).
«В Гоге, библейском князе Роша, Мешеха и Фувала,
который, как предсказывает 38-я глава Книги пророка Иезекииля, «поднимется, как
буря» против Израиля «в последние дни», евангелические проповедники привыкли
видеть символическое изображение России. Хэл Линдсей, автор
популярнейшего толкования Апокалипсиса «Бывшая великая планета Земля», и
сегодня являющийся одним из наиболее рьяных проповедников священной войны с
исламом, предвещал в 1970-1980-е годы грандиозное столкновение в аравийской
пустыне Маггидо объединенной армии Советского Союза, Китая и Египта с Израилем»
((http://www.archipelag.ru/text/601.htm
«Millennium Now. Американские протестанты открывают для себя Светлое
Будущее».Борис Межуев).
Однако Советского
Союза больше нет, а нынешняя Россия на эту зловещую роль явно не тянет.
«Наиболее вероятный кандидат на роль
«империи Антихриста» - Европейский союз, органы власти которого, по мнению
фундаменталистов, представляют собой в зародыше мировое правительство. Политика
верных своему религиозному призванию Соединенных Штатов не может иметь с такой
мировой империей ничего общего.
Но какую в таком случае роль отводят американские
проповедники своей стране?
Вот это очень непростой вопрос. Вся проблема здесь в
Армагеддоне, с которым отождествляется война Израиля с Гогом, предсказанная
пророком Иезекиилем. Из учения диспенсациалистов не вытекает с полной ясностью,
будут ли в этой войне участвовать христиане на стороне Израиля или Израилю
придется сражаться в одиночку.
Похоже, что чаша весов для протестантов
склоняется в сторону первой позиции и в этом выборе немалая заслуга таких
людей, как Билли Грэм и особенно Хэл Линдсей, религиозный проповедник,
политический комментатор и научный фантаст в одном лице» (http://www.archipelag.ru/text/604.htm
«В преддверии великого ухода» Борис Межуев).
Алексей Фанталов.
Под белым крестом Лузитании. Крестовый поход Джорджа Буша 2.