"Троя" - мифы и история.
Американцы любят снимать масштабные фильмы, посвященные сюжетам из истории античного мира. Тем самым они обосновывают свое право называться «Новым Римом». Европа, в таком случае, может быть уподоблена Древней Греции, раздробленной и находящейся под римским политическим влиянием, но сохраняющей обаяние культуры (увы, по преимуществу – музейной).
Фильм «Троя» производит впечатление хорошо выполненной работы, с опорой на добросовестные реконструкции исторических костюмов и вооружения. Охристо-серебристый колорит картины призван подчеркнуть глубокую древность происходящих событий. В фильме нет любимыми режиссерами многих фильмов на античную тематику алых плащей и гребней шлемов, задававших эстетику хрестоматийного «Триста спартанцев». И хорошо, ибо события, описанные Гомером, на семьсот лет отстоят от времени греко-персидских войн. В «Трое» чувствуется эпоха седой древности Эллады.
Жаль, конечно, что из сценария, в качестве действующих лиц были совершенно изъяты греческие боги. Их образы, великолепно показанные Гомером, могли бы быть также прекрасно воплощены благодаря применению компьютерных технологий.
Главное в фильме – массовые батальные сцены, и, следовательно – реконструкция вооружения. Наглядно показано отличие доспехов троянских воинов, состоящих из множества нашитых на кожу металлических кусочков от более цельных панцирей ахейских греков. Малочисленность боевых колесниц объясняется неудобством их использования на пересеченной местности континентальной Греции. Некоторые сомнения, правда, вызывает наличие троянской кавалерии, которая активно стала применяться гораздо позже, после скифского нашествия.
Но, американцы не были бы американцами, если бы не внесли существенные «поправки» в античный сюжет (благо, авторские права за давностью лет уже не действуют). Вот некоторые из них:
Осада города в фильме занимает несколько недель (а не десять лет). Агамемнона, на руинах Трои, зарезала дочка царя Приама Хрисеида. Согласно же всем источникам, великий микенский царь погиб по возвращении на родину от рук своей супруги Клитемнестры (между прочим, родной сестры Елены Прекрасной) и ее любовника Эгисфа.
Ахиллес, при всем желании, не мог забраться в «троянского коня» ибо уже был к тому времени сражен стрелой Париса. Великан Аякс же погиб позже Ахиллеса, придя в помешательство, когда Одиссей хитростью присвоил доспехи величайшего героя.
И, наконец – незадачливого мужа Елены – Менелая почему-то убивает троянский герой Гектор. В действительности Менелай, после взятия города, забрал свою заблудшую супругу, и преспокойно прожил с ней в родной Спарте до самой смерти. По иронии судьбы, они были, чуть ли не единственными героями эпоса, обретшими счастливую жизнь.
Что же в реальности стояло за гомеровским эпосом? В эпоху Троянской войны на территории Греции жили племена ахейцев, захвативших Балканский полуостров на рубеже 3 – 2 тыс. до нашей эры. Они были первыми настоящими греками, принадлежавшими к индоевропейской семье народов, и пришли на Балканы с северо-востока, предположительно из-за Дуная.
К 1700 году до н. э. они создали Микенскую культуру, названную по имени ее главного центра – «Златообильных Микен». Стены Микен, а также других городов – Тиринфа, Пилоса были сложены из необработанных каменных глыб, почему позднейшие греки именовали их «циклопическими» (выстроенными циклопами).
Микенскую культуру называют также Крито-Микенской, ибо большое влияние на нее оказало наследие предшественников – жителей древнего Крита.
Страной правили жестокие и хитрые вожди (чьи образы прекрасно показаны в фильме на примере Агамемнона и Менелая) владевшие многочисленными рабами из числа военнопленных.
В 13 веке до н.э. союзные города ахейцев начали большую войну в Малой Азии (нынешняя Турция). В то время, Восточное Средиземноморье и Ближний Восток контролировались двумя великими державами – Египтом и Хеттским царством. Микенцы стремились разрушить эту биполярную политическую структуру, для чего они атаковали Трою (Илион), бывшую, по-видимому, западным вассалом хеттов.
Однако война продлилась очень долго, и, несмотря на победу ахейцев, привела к не совсем запланированным резальтатам. Хеттское царство развалилось. Сдвинутые ахейскими ударами племена островов Эгейского моря (и сами ахейцы) ударили по Египту. Последний лишь ценой страшного напряжения и ослабления отбросил их десанты (библейские филистимляне, в честь которых и называется нынешняя Палестина, были частью островитян, которой удалось закрепиться в Азии).
В итоге, на Ближнем Востоке образовавшийся политический вакуум был заполнен новой державой – Ассирией, начавшей нескончаемые грабительские войны с соседями.
А сами истощенные войнами ахейцы стали жертвой новой волны завоевателей, прокатившейся по Греции с севера. Ими были дорийцы – предки знаменитых спартанцев (возможно, они пришли с территории нынешней Чехии). Победа дорийцев была предопределена и наличием у них железного оружия, гораздо более доступного и позволявшего хорошо вооружить массовые армии, а не одних аристократов (то, что в американском фильме шикарными бронзовыми доспехами и шлемами вооружены многотысячные войска – лишь необходимая уступка исторической правды кинематографической зрелищности).
Но не все территории Греции дорийцам удалось захватить. Начался медленный и мучительный процесс культурного и этнического обмена. На несколько веков страна погрузилась в пучину варварства. Но, когда мрак рассеялся, на сцену истории вышла новая Эллада – та, культуру которой мы знаем и любим.
Алексей Фанталов.