"Rome. Total war" 7. Сражение при Аскулуме.

 

 

Некоторым разочарованием для меня были столкновения легионов с фалангой. Создатели игры постоянно предупреждают о том, что 'нельзя атаковать фалангу с фронта, надо зайти с фланга или тыла'. Это азбука, конечно. Однако и с 'фланга и тыла' победить фалангитов бывает очень трудно. Вообще, авторы игры производят впечатление фанатов македонской фаланги. На одном из исторических форумов Рунета была дискуссия, кто сильнее - македонская фаланга в ее лучшую пору, или римский легион (в его лучшую пору). И что интересно - большинство высказались за фалангу. Таково, по-видимому, обаяние побежденной стороны. Ведь решающие сражения - битву при Киноскефалах, битву при Пидне, и битву при Магнесии фаланга легиону проиграла.

Дабы не быть голословным, призываю в свидетели признанного знатока военной истории Ганса Дельбрюка:

'Слабость фаланги гоплитов - в ее флангах. Если противнику удалось охватить фалангу хотя бы с одного фланга, в то время как фронт занят, то она погибла. Незначительное количество бойцов из крайних рядов едва ли смогло бы выдержать натиск неприятеля. В то время, когда они вынуждены остановиться и поворачиваться к неприятелю, они или заставляют этим остановиться всю фалангу, отнимая у всех задних рядов возможность выполнять свою основную задачу - напирать на передние ряды, - или же происходит разрыв фаланги и враг захлестывает ее с фланга' ('История военного искусства'; 'Наука' 'Ювента', СПб. 1999, т. 1, с.56).

А в игре, напротив, легион имеет мало преимуществ и в столкновении с фалангой часто проигрывает. У меня типичными бывали следующие ситуации: фаланга атакована с фронта и с тыла превосходящими силами, и при этом умудряется долгое время держаться, ожидая подкреплений. Мои легионеры рубят фалангитов в спину, а те знай себе теснят с фронта другой римский отряд своими длинными копьями.

Далее, известно, что строй фаланги довольно часто нарушался (особенно на пересеченной местности), и в образовавшиеся промежутки врубались юркие римские манипулы (битва при Киноскефалах - Вторая македонская война; битва при Пидне - Третья македонская война). А здесь фаланга каким-то чудом объединяет преимущества обеих систем - таранный македонский удар с фронта, и римскую способность к быстрому перестроению.

Я как-то ударил один лох (подразделение) фаланги царя Филиппа (битва при Киноскефалах) своей тяжелой конницей во фланг (все как в учебниках по стратегии). И что же? Лох не будь лохом, моментально перестроился (скорее, 'перетек', трансформировался, подобно монстру из фильма ужасов) и насадил кавалеристов на копья.

У легиона в игре нет возможности и оперировать 'на манипулярном уровне' и, следовательно, другое важное преимущество резко сокращается.

Но 'нет таких крепостей, которые не могли бы взять большевики'.

 

Итак, битва при Аскулуме.

Предыстория. Царь Эпира Пирр, замечательный полководец, решил основать великое эллинское царство в Западном Средиземноморье. Эллинистические цари, оспаривавшие друг у друга владение Македонией, были рады спровадить опасного соперника в Италию. Поэтому они помогли Пирру в снаряжении армии и гарантировали безопасность тылов.

К тому же, Пирра призывал богатейший город Южной Италии, Тарент. Сильно опасавшийся Рима.

Итак, эпирский царь (по прозвищу 'орел') прибыл в Тарент с войском, включающим 20 тыс. фалангитов, 2 тыс. стрелков из лука, 500 пращников,  3 тыс.  всадников и 20 слонов. Эти силы должны были послужить ядром громадной италийской армии, направленной против римской экспансии (тот же план пытался реализовать позднее Ганнибал).

Пирр выиграл у римлян два сражения - при Геракле и Аскулуме, как сообщают, благодаря удару слонов, с которыми потомки Ромула еще никогда не сталкивались. Третье сражение - при Беневенте царь проиграл, и вынужден был вернуться назад в Эпир (главным образом оттого, что не смог по-настоящему договориться со своими италийскими союзниками).

В игре представлена битва при Аскулуме, после которой Пирр якобы сказал: 'Еще одна такая победа - и я останусь без армии!' (римляне дорого продавали свои жизни).

 

Я играл за римского полководца Публия Мусса. Мое войско было несколько многочисленнее, чем у Пирра - 1100 против 1000 (это стандартный уменьшенный масштаб битв, дабы можно было видеть каждого отдельного воина в общем строю). Однако, по своему составу войско эпирского царя лучше сбалансировано. У него - слоны, более сильная конница, фалангиты, легкие войска (лучники, пращники, пельтасты с дротиками). У меня - немножко конницы и пехота, от легкой к тяжелой: велиты (дротики); гастаты (дротики и мечи); принципы (дротики-пилумы, доспехи и мечи); триарии (тяжелые доспехи, мечи, копья).

Я проработал несколько вариантов битвы. Наиболее успешным оказался план в стиле Александра Македонского.

Согласно данной стратегической схеме, быстроногие велиты бросаются вперед, и атакуют слонов (на правом фланге противника). Разъяренные слоники увлекаются преследованием, и на долгое время покидают поле боя.

Кроме того, по отряду гастатов, принципов и триариев я также выдвигаю вперед на своем левом фланге. А на правом фланге то же самое проделываю с отрядом легкой римской кавалерии.

Остальные римские войска (красивого фиолетового цвета) остаются стоять в легендарном шахматном порядке (от гастатов к триариям). Генеральская тяжелая конница - в глубоком резерве.

Враг наступает. В центре, как обычно - фаланги, по краям маячат отряды тяжелой кавалерии, лучники и пращники, в тылу - легковооруженные пехотинцы-пельтасты. Перед строем часто бежит отряд италийских союзников Пирра - самнитов. Они отличаются от сероватых воинов эпирского царя темно-зеленым цветом.

Все имеют различное вооружение, которое, нажимая на колесико мыши, можно рассматривать (у самнитов, например, перья на шлемах собраны в два пучка спереди, подобно рогам быка, которому они поклонялись).

Грубой ошибкой авторов игры является то, что войска Пирра именуются 'армия Селевкидов'. К державе Селевкидов - главных наследников Александра Македонского в Азии Пирр не имел прямого отношения (хотя, они, видимо, приветствовали его поход в Италию).

Кроме того, битва почему-то названа 'сражение при Аускуле'. У Ганса Дельбрюка оно идет как битва при Аскулуме.

Итак, самниты, оторвавшиеся от основных сил, обычно быстро истребляются моими воинами. Иногда вместо них мой центр навещает сам генерал Пирр со своей тяжелой кавалерией. В этом случае, он обычно погибает в начале сражения (ибо нельзя атаковать плотные порядки пехоты конницей в лоб).

Выдвинутые прежде на моем левом фланге три отряда пехоты принимают на себя удар другого отряда тяжелой кавалерии. Таким образом, враг лишается мобильных частей (легковооруженные пехотинцы не в счет) и открывает свои фланги.

Публий Мус (под моим чутким руководством) объединяет легкую кавалерию и генеральскую тяжелую конницу в один мощный кулак, и, сметая пельтастов и пр., обойдя левый фланг Пирра, выходит в тыл наступающих лохов фаланги. С фронта же легионы осторожно завязывают бои с фалангитами (остерегаясь их ударной мощи). Атакованные с фронта и тыла воины Пирра впадают в панику (это видно по их побелевшим стягам), поднимают копья и бегут, не сопротивляясь преследующим их римлянам. При этом целесообразно дорубливать врагов до конца, ибо они имеют привычку приходить в чувство и огрызаться.

Итак, мы остаемся в чистом поле победителями. А что же поделывают македонские слоны? Смотрим карту. Ага, они потоптали бедных велитов и топают сюда. Но до чего же измученными выглядят слоники! Набегались бедные по горам.

Что же, им уготована теплая встреча - мощная атака дротиками и копьями. Один в поле не воин, даже если этот один - отряд боевых слонов.

Это, конечно, идеальный вариант. Но, увы, не всегда битва идет по плану. На уровне 'высокая сложность' мне еще не удавалось побеждать. Фаланги страшны в лобовом ударе. Целесообразно, поэтому, подстерегать оторвавшиеся от основных сил лохи, и, удерживая их одним отрядом с фронта, забегая другим в тыл - стараться истребить до подхода других этих медленно двигающихся частей.

Вообще, преимуществом в игре (как и на войне) обладает тот, кто умеет быстро перебрасывая освободившиеся части, создавать преимущества на ключевых участках сражения. Надо стремиться к тому, чтобы войска не бегали по полю (изнуряя себя), но и не простаивали - чтобы они сражались, пока враг впустую перемещается - тактика прусского короля Фридриха Великого.

 

Тексты по истории, мифологии и культуре Греции.

Алексей Фанталов.

 

Парфянские стрелы 1.

Меню