"Rome. Total war" 2. Быстрое полевое сражение.

 

Первое из быстрых сражений имитирует, отчасти, «Битву при Рафии» (о которой я расскажу позднее). Здесь противостоят войска государств, образовавшихся на развалинах империи Александра Македонского – эллинистического Египта и империи Селевкидов.

Дело происходит в палестинской пустыне недалеко от моря. Египетская армия (которой обязан командовать игрок) включает фалангу в центре, окаймленную «воинами пустыни» (пешими и вооруженными секирами), которых лучше все-таки выводить вперед, для прикрытия фалангитов. Далее на флангах: боевые колесницы, вооруженные секирами; отряды легкой конницы (с боевыми топорами – не бог весть что) и лучники на верблюдах. За спинами фалангитов, в центре – два отряда отличных пеших стрелков. В тылу – египетский генерал с отрядом тяжелой кавалерии.

Начинается битва и, окруженные тучами пыли появляются надвигающиеся на нас войска Селевкидов. Чуть не забыл – практически во всех битвах принято сокращенное количество воинов – примерно, по тысяче с каждой стороны. Зато их можно разглядывать.

Я и разглядываю моего противника и вижу: на его правом фланге – группа бронированных слонов, рядом - тяжелая кавалерия катафрактариев (всадник и лошадь закованы в пластинчатую броню). Этот род войск заимствован Селевкидами у своих восточных противников парфян (о них – как-нибудь в дальнейшем).

Далее – боевые колесницы с серпами (типа моих, египетских).

В центре  - как всегда фаланга (помощнее моей будет). На левом фланге Селевкидов (против моего правого фланга, чтобы нам не запутаться) – группа легионеров. Видимо, любившие эклектику Селевкиды пытались заимствовать и римский род войск, но не слишком усердно. Македоняне, где бы они ни находились, очень любили свою фалангу.

Затем опять серпоносные колесницы и опять катафрактарии. В тылу – генерал с конной гвардией и немножко лучников. В общем – стандартное построение эллинистической армии «после Александра».

В отдалении показался лес копий вражеских фаланг. При соприкосновении с моими частями селевкидские фаланги свирепо ощетинились.  Все это происходило под грозные звуки музыки. А когда отдельные египетские отряды в панике побежали, а остановить их никак не удавалось, я прочувствовал, каково было древним полководцам на поле боя.

С правого фланга на мои позиции неудержимо надвигались слоны-катафрактарии. Предупрежденный компьютерным другом-советником об опасности этих тварей, я попытался упредить удар, атаковав их лучниками на верблюдах. Верблюдов я выстроил в «кантабрийский круг» (они берут врага в кольцо и быстро перемещаются вокруг, обстреливая из луков).

Понятное дело, надолго задержать бронированных махин так было невозможно. Слоны подошли к моим фалангам с торца и начали дружно взламывать их одну за другой. Зрелище не для слабонервных. Я дал отбой.

Следующий раунд играл старательнее. По слонам теперь стреляли не только воины на верблюдах, но и пешие лучники из глубокого тыла египтян. Компьютерный советник порекомендовал стрелы эти поджигать.  Что ж, вертись друг-советник для веселья властителя.

Не сразу, но получилось. Надо было видеть, как бронированные монстры атаковали, затем отбегали назад и снова лезли на рожен. Упрямые, собаки (хотя, если честно, мне их было жаль – я люблю животных). Наконец слоники впали «в боевое безумие» (то есть вышли из-под контроля ездоков, и начали носиться кругами по полю). Как выяснилось позже, это вообще их любимое состояние.

Однако пока я возился со слонами, из облаков пыли вынырнули селевкидские боевые колесницы с серпами и врезались в мои фаланги, (которые я не догадался прикрыть воинами пустыни), разметав их. Я дал отбой битве (сразу стало неинтересно).

Здесь у меня большие претензии к создателям игры.

Вызывает сомнение способность боевых колесниц как нож в масло входить в ощетиненную копьями фалангу. Трудно представить такое в реальности – как это ничем не защищенные лошади своими мордами пробивают фалангитов (покруче даже, чем в той же игре бронированные слоны).

Видимо, консультанты некритически восприняли сообщения некоторых авторов о битве при Гавгамелах, где персидский царь Дарий атаковал фалангу Александра Македонского боевыми колесницами, вооруженными вращающимися серпами. Там лучники македонян перебили возниц, а лошади то ли повернули назад, то ли были пропущены расступившимися фалангитами (!). В общем, темная история.

Вообще же, боевые колесницы были ко времени эллинизма (и даже древней Персии) явным анахронизмом, и свидетельствовали об упадке военного дела среди наследников великого Александра Македонского. Фактически, от них стали отказываться почти сразу, как воины научились ездить верхом на лошадях (со скифов – где-то седьмой век до нашей эры).

 

Следующий раунд пришлось следить и за слонами, и за колесницами. В общем, мне удалось остановить их относительно малой кровью. А когда  вражеский генерал попал в ловушку и был застрелен египетскими лучниками, войско Селевкидов побежало. Друг-советник поздравил нас с великой победой. Я записал ход игры (для быстрых сражений предусмотрена и такая опция).

Алексей Фанталов.

 

"Rome. Total war" 3. Битва при Рафии.

Меню