"Rome. Total war". Оборона бриттской крепости.

 

Волею случая, в руки мне попала новая английская игрушка: «Рим. Тотальная война» (из той же серии, что и «Сегун. Тотальная война», и «Средневековье. Тотальная война»). Отечественный журнал "Игромания" присудил ей 8,5 баллов по девятибалльной системе – по-моему, вполне справедливо.

Сразу необходимо отметить высокое качество новой игры. Здесь использован новый трехмерный движок Total War Engine. Кстати, на его основе американская еженедельная программа «Решающие сражения» (канал History Channel) имитирует важнейшие сражения древности.

Отличное качество цвета, красивые анимационные ролики. Кстати, «общественность» любит ругать компьютерные игры за «бездуховность». Но, будучи сам художником, скажу, что культура игр и трехмерной анимации постепенно становится чуть ли не последним (и очень роскошным) прибежищем реализма в эпоху тотального деграданса «актуального искусства» и примитивной манги.

Очень добросовестен подход реконструкторов. Разумеется, завсегдатаи исторических форумов постараются найти массу упущений. Они есть, о чем будет написано ниже. Но любую работу следует оценивать не по тому, чего в ней нет, а по тому, что сделано. А сделано в игре «Рим. Тотальная война» очень немало. 

Помимо тренинга (который стал явно проще по сравнению, например, со «Средневековьем») здесь, как и положено, имеются длительные стратегии, исторические битвы, быстрые сражения.

Итак, «быстрое сражение».

Оборона укрепленного кельтского города в Британии от римлян. Грешен – я проявил неопытность в этом деле, отведя несколько важных кельтских отрядов к дальним участкам города (опасаясь, что «римляне» могут атаковать и с тыла). Увы – они действовали бесхитростно. Пробили своими катапультами стену и нестройной толпой стали всасываться внутрь города.

Вот Вам, кстати, и недостаток. Не очень заметны преимущества римского легиона в игре. (В том числе и в других битвах. В столкновении с фалангой легион явно проигрывает. Между тем известно, что строй последний довольно часто нарушался (особенно на пересеченной местности), и в образовавшиеся промежутки врубались юркие римские манипулы (битва при Киноскефалах – Вторая македонская война; битва при Пидне – Третья македонская война). В игре же нет возможности оперировать «на манипулярном уровне», и, следовательно, преимущества легиона резко уменьшаются).

Мне бы расположить войска по-хитрому: взять супостата в клещи с двух сторон от пролома. Вперед поставить тяжеловооруженных мечников и копейщиков, за ними – «метателей голов» (эти злодеи швыряются головами противника, обмазанными негашеной известью (!) – видимо, информация заимствована из «Уладского цикла» ирландских саг). Сбоку разместить друидов, «темная магия» которых, согласно озвучке игры «наводит ужас на цивилизованные народы». А сзади расположить боевых псов (предков ирландских мастиффов), которыми замечательно преследовать бегущих.

Но так как часть кельтских отрядов у меня охраняла противоположные участки стены, римляне получили возможность бить мои войска порознь. Впрочем, делали они это непрофессионально, наступая нестройной толпой.

Я также умудрился загубить своего военачальника и его отряд колесничих. Атаковав группу прорвавшихся римлян и успешно потоптав их, он пытался затем ретироваться. Но то, что обычно удавалось «в чистом поле», не прокатило на узкой крепостной улочке. Колесницы не смогли развернуться и угодили в самую гущу народную. Скоро военачальник погиб (что могло пагубно отразиться на боевом духе осажденных).

И тогда потребовалось все мое мужество. Перед центральной площадью кельтам-бриттам удалось все же собрать свои силы и действовать по описанной выше программе. Пока мечники и копейщики сдерживали натиск противника, а метатели из-за их спин швырялись головами в потомков Ромула, магия друидов навела таки «ужас». Римляне дружно побежали, кусаемые боевыми псами (эти милые собачки загрызли почти четыреста человек – половину от всех убитых врагов!). Голос за кадром поздравил меня с великой победой.

Вообще-то, да простят меня поклонники «темной магии» - ее действенность несколько преувеличена. Римляне, конечно, как большие рационалисты подвержены были суевериям (принцип дополнительности). Но не сильно. Во время одной из битв с этрусками они, увидев впереди вражеского войска знаменитых этрусских колдунов со змеями в руках, дрогнули было. Но римский военачальник устыдил своих воинов, которые воспрянули духом и порубили врагов.

Правда, в первом столкновении с кельтами (галлами) на реке Алии (приток Тибра) римляне испугались вида косматых воинов противника, (синхронно ударяющих своими длинными мечами в щиты и дико завывающих) и были разбиты. Однако ко времени завоевания Британии, военное искусство потомков Ромула сильно выросло, а кельты ослабли.

Одним словом – выигрыш представляется несколько халявным, но не совсем бесполезным. Игра учит, что нельзя терять голову в самых, казалось бы, отчаянных ситуациях.

А еще такие игры могут быть полезны как средство привлечения интереса пользователей к Истории (с чем не очень справляется наша школа).

 

Тексты по истории, мифологии и культуре Греции.

Алексей Фанталов.

 

"Rome. Total war" 2. Быстрое сражение.

Меню