Ранняя история славянства 5.
Наконец, еще один источник -
так сказать, "народная литература": сказки, былины, а также духовные стихи. Сказки восточных славян
сохранили гораздо больше архаических черт, чем немецкие
или французские. Но их волшебных персонажей непросто соотнести
с языческой мифологией.
Былины /типологически
родственные сербским героическим песням/ представляют эпическую
традицию. Они имели чрезвычайно широкое распре странекие, однако, ко времени записи сохранились в основном
на Севере, который заслужил название "Исландии русского эпоса". Былины по своему сюжетно-образному составу
пересекаются и со сказками, и с духовными стихами. Среди последних же особенно выделяется "Стих о
Голубиной книге". Его
представления об устройстве вселенной напоминают общеиндоевропейский
миф о творении мира из тела первосущества.
На протяжении большей части
Средних веков основным хранителем славянского мифопоэтического
наследия была народная среда. Образованные слои качали проявлять к
нему устойчивый интерес лишь с конца 18 века, когда в послепетровской России вспомнили о своем прошлом. Тогда появился знаменитый сборник былин Кирши Данилова. Прозаики
18 века Левшин и Чулков написали на его сюжеты несколько повестей,
которые, впрочем, по большей части представляли "плод собственной
досужей фантазии" /А.Н.Афанасьев/.
В 19 веке отношение к фольклору стало более серьезным. В начале столетия появились первые
научные труды по восточнославянской мифологии, принадлежащие историкам
Глинке и Кайсарову.
Пушкин создал
несколько поэм по мотивам волшебных сказок /используя и лубочную книжную традицию/. Переработкой славянского фольклора
занимались Жуковский и Ершов, Гоголь
и А.К.Толстой. В начале 20
века над этой темой работал замечательный поэт Велимир
Хлебников,а в конце его – автор "русского
фэнтази" - Мария Семенова.
Интерес к отечественным преданиям
проявляли и русские композиторы. Глинка
написал оперу "Руслан и Людмила; Римский-Корсаков - оперы "Кощей
Бессмертный", "Повесть о Невидимом граде Китеже
и деве Февронии", Снегурочка",
"Садко"; Стравинский - балет "Весна Священная".
Былинной и сказочной
тематике посвятил свое творчество русский живописец В.Васнецов. Правда, с точки зрения автора данной работы,
художнику не удалось показать вся оригинальность славянских образов,
его картины несколько салонны. При этом, росписи Васнецова
в православных соборах, а также
панно на темы крещения Руси гораздо удачнее.
В период Серебряного
века в изобразительном искусстве России произошел подлинный взлет
увлечения древнейшей эпохой истории нашей страны. Графика Ивана Билибина
представляет, возможно, лучшее из того, что делалось в этой
области. Билибин
выразил древний, полуязыческий колорит
былин и сказок. Кроме того, художник выполнил цикл работ, посвященных персонажам низшей мифологии:
русалке, водяному, баннику, домовому, где великолепно передал образы
славянской "нежити".
Большой интерес к славянскому
фольклору проявлял Михаил Врубель. Он написал цикл картин, изображавших
героев былинного эпоса. Одновременно, Врубель принимал участие в попытке возродить народные художественные промыслы, работая в знаменитей усадьбе Абрамцево. По его эскизам в "русском стиле"
выполнено оформление интерьера и наружного декора ряда
московских домов.
Сходную роль в Петербурге играл
Н. Рерих, знаменитый и как исследователь индоевропейских истоков славянского
язычества
Интерес к мифологии древних
славян в период модерна проявляли не только русские художники. В Чехии А.Муха на
нескольких больших полотнах запечатлел богов лютичей и бодричей. Его картины производят довольно необычное
впечатление.
В советский период
славянскими /и скандинавскими/ легендами много занимался
К.Васильев. Надо сказать, что его живопись холодновата и
"чугунные" образы героев германо-скандинавского
эпоса художнику удавались лучше.
"Сказание о Невидимом граде Китеже и деве Февронии". Легарева Оля (акварель).
(Продолжение следует).
Алексей Фанталов.
Теория пассионарности Льва Гумилева.