Ранняя история славянства 2.

 

Наличие профессионального жречества и крытых языческих храмов - для славян явление довольно необычное. Его иногда объя­сняют влиянием христианства. Но известный немецкий ученый Иоахим Херрман считает, что эти культовые строения ведут начало от кельт­ских храмов Средней Европы. Деревянные фигурки   ограды святилищ, также могут представлять следы традиции кельтов.    Розен-Пшеворска идет дальше, полагая, что кельтские черты сохранились в скульптуре некоторых христианских храмов в Польше. Установлено также, что в районе нынешней Силезии и Малопольши длительное время существо­вали два кельтских повеления и им могут принадлежать известные ка­менные изваяния на голе Шленжи /медведи и т.д./, а также круги, вы­ложенные из камней.

Исходя из всего перечисленного, в науке существует мне­ние, что мощное развитие языческих культов западных /балтийских/ славян, перешедшее и к балтским /прусским и летто-литовским/ народам имеет кельтские корни.

Иная ситуация сложилась в Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, с редким   финно-угорским населением, славяне сохраняли свои наиболее архаичные, исконные черты. По этому поводу можно снова вспомнить Жоржа Дюмезиля.  Три индоевропейские группы народов:  кельты,  германцы и славяне как бы иллюстрируют его трехфункциональную теорию. Первые олицетворяют магическую функцию, вторые - военную, третьи - хозяйственно-природную.

Восточные славяне, если и имели специальных жрецов /ле­тописные "волхвы", откуда и пошло слово "волшебники"/, то  не обладали организованностью и влиянием своих западных коллег.    Для совершения языческих богослужений использовались холмы и рощи. Здесь уместно привести слова Дмитрия Шеппинга:   "... Земная природа стала для него /славянина/ неприкосновенным святилищем всех его верований и мерилом всех его понятий". /Шеппинг.1849/. В 8-10 вв. восточные славяне начали сооружать специальные культо­вые места.    Однако они не походили на храмы Арконы и Ретры. «Это были ровные площадки, у строенные на островках следи болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. В плане они име­ли округлые очертания и окольцовывались рвом и невысоким валом. В центре площадок, видимо, ставились деревянные или камен­ные идолы.

Своеобразным и величественным было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода... Ров, окружавший круглую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а громадный цветок с восемью лепестками. Такую форму придавали ему 8 дугообразных выступов, ра­сположенных правильно и симметрично.    В каждом выступе во время языческих празднеств зажигался ритуальный костер» (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и варяги //Сла­вяне и скандинавы. М: Прогресс 1986.). И даже, когда князь Владимир сформировал свой языческий пантеон из шести богов /Перун, Стрибог, Даждьбог, Хорс, Симаргл и Макошь/ и построил для него капище /храм/ в Киеве, не была нарушена восточно-славянская традиция.  Храм имел стены, но вместо крыши над идолами сияло яркое киевское небо.

Рассматривая истории восточных славян, мы сталкиваемся с новой загадкой - происхождением такого, казалось бы, привычного тер­мина, как  "русы", "русичи".    Согласно одной точке зрения, оно имеет не славянские корни, русов в этом случае отождествляли с летопис­ными ругами /или росомонами/, народом германского племени, жившим на южном берегу Балтики.  Часть его, спасаясь от натиска готов, пе­реселилась в Восточную Европу еще раньше славян /во 2в. н.э./. Именно вожди росомонов,  Сар и Аммий, расправились с королем остроготов Эрманарихом. /Этот эпизод запечатлен в скандинавском эпосе – Эдде, Саге о Вельсунгах и др.    Сар там именуется Серп, Аммий Хамдир, Эрманарих - Ермунрекк /.

Руги-росомоны отличались воинственностью и кормились во­енной добычей. Отношения их со славянами были сложными и лишь по­степенно они слились в единый этнос (См. Гумилев Л.Н. // Древняя Русь и Великая степь).

Любопытно, что данная проблема имеет отголосок в "Слове о полку Игореве", где русичи названы "Дажьбожьими внуками". Обычно это трактует как признание Дажьбога / Даждьбога /, одного из богов славянского пантеона, прародителем или покровителем древне­русского этноса, под которым понимаются восточные славяне.

Можно дать и дополнительное /правда, спорное/толкование. Ио ряду аспектов Даждьбог близок скандинавскому Фрейру. Фрейр же считался родоначальником шведских королей - Инглингов.    Следовате­льно, автор "Слова" как бы подтверждает германо-скандинавское происхождение ругов-русов-росомонов.

Существует и другое толкование названия "Русь". Его рассматривает как "войско, дружина". По этой концепции, на ранних этапах образования древнерусского государства - "русь" стала обозначением раннефеодального восточнославянского   «рыцарства», защищавшего  «Русскую землю».  Говорят о возникновении нового по формам своей организации общественного слоя, выделившегося из племенном среды (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и варяги //Сла­вяне и скандинавы. М: Прогресс 1986).

(Продолжение следует).

Алексей Фанталов.

 

История славян 3.

Меню