Ранняя история славянства 2.
Наличие профессионального жречества и крытых
языческих храмов - для славян явление довольно необычное. Его
иногда объясняют влиянием христианства. Но известный немецкий ученый Иоахим Херрман
считает, что эти культовые строения ведут начало от кельтских
храмов Средней Европы. Деревянные фигурки
ограды святилищ, также могут представлять следы традиции
кельтов. Розен-Пшеворска идет дальше, полагая,
что кельтские черты сохранились в скульптуре некоторых христианских храмов
в Польше. Установлено также, что в районе нынешней Силезии и Малопольши длительное время существовали
два кельтских повеления и им могут принадлежать известные каменные
изваяния на голе Шленжи /медведи и т.д./, а также круги,
выложенные из камней.
Исходя из всего перечисленного,
в науке существует мнение, что мощное развитие языческих культов
западных /балтийских/ славян, перешедшее и к балтским
/прусским и летто-литовским/ народам имеет кельтские корни.
Иная ситуация сложилась в
Восточной Европе. Осваивая ее необозримые пространства, с редким финно-угорским населением, славяне
сохраняли свои наиболее архаичные, исконные черты. По
этому поводу можно снова вспомнить Жоржа Дюмезиля. Три индоевропейские группы народов: кельты,
германцы и славяне как бы иллюстрируют его трехфункциональную теорию. Первые олицетворяют магическую
функцию, вторые - военную, третьи - хозяйственно-природную.
Восточные славяне, если и
имели специальных жрецов /летописные "волхвы", откуда и
пошло слово "волшебники"/, то не
обладали организованностью и влиянием своих западных коллег. Для совершения языческих
богослужений использовались холмы и рощи. Здесь уместно привести слова
Дмитрия Шеппинга:
"... Земная природа стала для него /славянина/ неприкосновенным
святилищем всех его верований и мерилом всех его понятий".
/Шеппинг.1849/. В 8-10 вв. восточные славяне начали сооружать
специальные культовые места.
Однако они не походили на храмы Арконы и Ретры. «Это были ровные
площадки, у строенные на островках следи болот, поэтому их обычно называют болотными городищами. В
плане они имели округлые очертания и окольцовывались рвом и невысоким валом.
В центре площадок, видимо, ставились деревянные или каменные
идолы.
Своеобразным и величественным
было святилище Перуна в урочище Перынь близ Новгорода... Ров, окружавший круглую площадку, представлял в плане не простое кольцо, а громадный
цветок с восемью лепестками. Такую
форму придавали ему 8 дугообразных выступов, расположенных правильно и симметрично. В каждом выступе во время
языческих празднеств зажигался ритуальный
костер» (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С.
Русь и варяги //Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986.). И
даже, когда князь Владимир сформировал свой языческий пантеон из шести богов /Перун, Стрибог,
Даждьбог, Хорс, Симаргл и Макошь/ и построил для него капище /храм/ в Киеве, не была нарушена восточно-славянская традиция.
Храм имел стены, но вместо крыши над
идолами сияло яркое киевское небо.
Рассматривая
истории восточных славян, мы
сталкиваемся с новой загадкой -
происхождением такого, казалось бы, привычного
термина, как "русы", "русичи". Согласно одной точке зрения, оно имеет не славянские корни, русов в этом случае отождествляли
с летописными ругами /или росомонами/, народом германского племени, жившим на южном берегу Балтики. Часть его, спасаясь от натиска готов, переселилась в Восточную Европу еще раньше славян /во
2в. н.э./. Именно вожди росомонов, Сар и Аммий, расправились с королем остроготов Эрманарихом. /Этот эпизод запечатлен в скандинавском эпосе – Эдде, Саге о Вельсунгах
и др. Сар там именуется Серп, Аммий –Хамдир, Эрманарих - Ермунрекк /.
Руги-росомоны отличались воинственностью и кормились военной добычей.
Отношения их со славянами были сложными и лишь постепенно они слились в единый этнос (См. Гумилев Л.Н. // Древняя Русь и Великая степь).
Любопытно,
что данная проблема имеет отголосок в "Слове о полку Игореве", где русичи названы "Дажьбожьими внуками". Обычно это трактует как признание Дажьбога / Даждьбога /, одного из богов
славянского пантеона, прародителем или покровителем древнерусского этноса, под которым понимаются восточные славяне.
Можно
дать и дополнительное /правда, спорное/толкование. Ио ряду аспектов Даждьбог
близок скандинавскому Фрейру.
Фрейр же
считался родоначальником шведских королей - Инглингов.
Следовательно, автор
"Слова" как бы подтверждает германо-скандинавское происхождение ругов-русов-росомонов.
Существует
и другое толкование названия "Русь". Его рассматривает как "войско, дружина". По
этой концепции, на ранних этапах
образования древнерусского государства - "русь"
стала обозначением раннефеодального восточнославянского «рыцарства», защищавшего «Русскую землю». Говорят о возникновении
нового по формам своей организации общественного
слоя, выделившегося из племенном среды (Кирпичников А.Н., Дубов И.О. ,Лебедев Г.С. Русь и
варяги //Славяне и скандинавы. М:
Прогресс 1986).
(Продолжение следует).
Алексей Фанталов.