Ранняя история славянства 1.

 

История славян полна загадок. Многие исследователи считают, что происхождение народов этой языковой группы теряется в глубине бронзового века (См. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М: Наука 1994). Но первые достоверные упоминания о них относятся к началу нашей эры. Прародина славян видимо нахо­дилась в области между Днестром, Припятью и Верхней Вислой. Здесь они подвергались различным культурным влияниям:  скифо-иранскому, дако-фракийскому, антично-римскому.         В последнее время ученые много пишут о кельтском воздействии /в частности, техника обработки металлов у древних славян базиро­валась не на скифских - весьма высоких, а на кельтских традициях/ (Смлавяне и Кельты //Седов В.В. Славяне в древности. М:  Институт археологии Росс. Академии наук. 1994.).

Под давлением готов и других германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов.    Одни из них двину­лись на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направи­лись на юг - наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье и днепровские земли.

В У1 веке Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовий Сырдарьи. Авары поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым разделив земли славянства. Последнее, таким образом, распалось на юж­ную, западную и восточную ветви.

Судьба их была различна. Южные славяне /предки болгар, сербов, хорватов, македонцев, черногорцев/   попали в сферу влияния циви­лизации Средиземноморья и быстрее других приняли христианство. Западные славяне /их нынешние представители:  чехи, словаки, поляки/ дольше сохраняли языческую традицию.    Особое развитие она получи­ла у обитателей южного берега Балтики:  польского Поморья и между­речья Эльбы и Одера. Последние оказались в трудных усло­виях отражения католической экспансии Германской империи. Чтобы выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества /лютическое, ободритское, руянское/  со множеством укрепленных го­родов, наиболее известными из которых были Ретра и Аркона. о этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные деревянные храмы. Вот как описывает главный храм Ретры немецкий хронист Х1в. Титмар Мерзебургский:

«В области редариев лежит треугольный и троевратный храм Радегоста, окруженный огромным, для туземцев неприкосновенным священным лесом... В ограде находится лишь, искуснейшим образом воздвигнутое деревянное святилище, стоящее на фундаменте из логов различных животных.    Снаружи стены его украшены, насколько можно видеть, великолепно вырезанными изображениями богов и богинь,    внутри же сто­ят сделанные человеческой лукой боги, каждый с вырезанным именем; устрашения ради, одеты они в шлемы и панцири; высший бог зовется Сварожиц и все язычники его особо почитают» (Херрман И. Ободриты, лютичи, руяне. //Славяне и скандинавы. М: Прогресс   1986. с. 356-337).

В особые дни, жрецы с длинными волосами, одетые в белое, совершали обряд гадания. Для этого, над скрещенными копьями проводили белого жеребца, посвященного богу, и по его походке опреде­ляли будущее.

В 17 веке в немецком замке Прилвиц была обнаружена богатая коллекция идолов удивительного облика из Ретры.   Правда, их часто считают подделкой.

Великолепием отличался и храм в Арконе. Саксон Грамматик, датский средневековый хронист и писатель сообщал:  "Снаружи храм украшался тщательно изготовленными скульптурами...    Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище заключено в две ограды.   Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя, опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала за­весами... В святилище установлена огромная, превосходящая чело­веческий рост фигура с четырьмя головами... бороды были изобра­жены обритыми, волосы остриженными... В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненнмй из различных металлов, который жрец еже­годно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости пре­дсказать урожаи грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образо­вывала дугу... Ноги покоились на почве, и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной ве­личины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной ра­боты, выделялись серебряной поверхность" (там же  с. 358).

 

Алексей Фанталов. "Свантевит и Радегаст".

 

 

(Продолжение следует).

 

История и мифология Индии.

 

Алексей Фанталов.

 

История славян 2.

Меню