Ранняя история славянства 1.
История славян полна
загадок. Многие исследователи считают, что происхождение народов этой языковой группы теряется в глубине бронзового века (См. Рыбаков Б.А. Язычество
древних славян. М: Наука 1994).
Но первые достоверные упоминания о них относятся к началу нашей
эры. Прародина славян видимо находилась в области между
Днестром, Припятью и Верхней Вислой.
Здесь они подвергались различным культурным
влияниям: скифо-иранскому,
дако-фракийскому, антично-римскому. В последнее время ученые много пишут о кельтском
воздействии /в частности, техника
обработки металлов у древних славян базировалась не на скифских - весьма
высоких, а на кельтских традициях/ (См.Славяне и
Кельты //Седов В.В. Славяне в древности. М: Институт археологии Росс. Академии наук. 1994.).
Под давлением готов и других
германских племен славяне были втянуты в Великое переселение народов. Одни из них двинулись
на запад и распространились вплоть до Эльбы, другие направились
на юг - наводнив Балканский полуостров, третьи осваивали Причерноморье
и днепровские земли.
В У1
веке Центральную Европу ожидало новое потрясение - вторжение ираноязычных аваров, пришедших с низовий Сырдарьи. Авары
поселились на территории нынешней Венгрии, тем самым разделив
земли славянства. Последнее, таким образом, распалось
на южную, западную и восточную ветви.
Судьба их была различна.
Южные славяне /предки болгар, сербов, хорватов, македонцев,
черногорцев/ попали в сферу влияния
цивилизации Средиземноморья и быстрее других приняли
христианство. Западные славяне /их нынешние представители: чехи, словаки, поляки/ дольше
сохраняли языческую традицию. Особое развитие
она получила у обитателей южного берега Балтики: польского Поморья и междуречья
Эльбы и Одера. Последние оказались в трудных условиях
отражения католической экспансии Германской империи. Чтобы
выжить, балтийские славяне создали воинственные княжества /лютическое, ободритское, руянское/ со множеством укрепленных городов, наиболее известными из
которых были Ретра и Аркона.
о этих городах, где большим влиянием обладало жречество, строились роскошные
деревянные храмы. Вот как описывает главный храм Ретры немецкий хронист Х1в. Титмар
Мерзебургский:
«В области редариев
лежит треугольный и троевратный храм Радегоста, окруженный огромным, для туземцев неприкосновенным священным лесом... В ограде
находится лишь, искуснейшим образом воздвигнутое деревянное
святилище, стоящее на фундаменте из логов различных животных. Снаружи стены его
украшены, насколько можно видеть, великолепно
вырезанными изображениями богов и богинь,
внутри же стоят сделанные
человеческой лукой боги, каждый с вырезанным именем; устрашения ради, одеты они в шлемы и панцири; высший
бог зовется Сварожиц и все язычники его особо почитают» (Херрман
И. Ободриты, лютичи, руяне.
//Славяне и скандинавы. М: Прогресс 1986. с. 356-337).
В особые дни, жрецы с
длинными волосами, одетые в белое, совершали обряд гадания. Для
этого, над скрещенными копьями проводили белого жеребца, посвященного
богу, и по его походке определяли будущее.
В 17 веке в немецком замке Прилвиц была обнаружена богатая коллекция идолов
удивительного облика из Ретры. Правда, их часто считают
подделкой.
Великолепием отличался и храм
в Арконе. Саксон Грамматик,
датский средневековый хронист и писатель сообщал: "Снаружи храм украшался
тщательно изготовленными скульптурами...
Для входящих был открыт единственный вход. Само святилище
заключено в две ограды. Внешняя, состоящая из стен, покрыта пурпурной кровлей; внутренняя,
опиравшаяся на четыре столба, вместо стен блистала завесами...
В святилище установлена огромная, превосходящая человеческий
рост фигура с четырьмя
головами... бороды были изображены
обритыми, волосы остриженными... В деснице /идол/ держал рог для питья, исполненнмй
из различных металлов, который жрец
ежегодно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию
жидкости предсказать урожаи грядущего года. Левая рука, упертая в бок,
образовывала дугу... Ноги покоились на почве, и основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда
висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность
его умножал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной работы,
выделялись серебряной поверхность" (там же с. 358).
Алексей Фанталов. "Свантевит и Радегаст".
(Продолжение следует).
Алексей Фанталов.