Вавилон.
Большая часть Месопотамии после войны досталась правителю Вавилона знаменитому Навуходоносору, чью державу мы именуем Нововавилонской (в отличие от империи Хаммурапи). При нем Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел. !) практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).
Могущественная финансово-жреческая группировка посчитала лучшим способом выйти из тупика противоречий присоединение к образовавшейся на востоке Персидской державе (сменившей Мидию). Окруженный тремя рядами стен Вавилон был сдан без боя (только отряд личной гвардии сына последнего царя Валтасара некоторое время удерживал цитадель в центре города). Но ростовщики, надеявшиеся, что полем их финансовых операций станет вся территория новой мировой Персидской империи просчитались. Разветвленный персидский административный аппарат жестко контролировал ресурсы, выкачивая налоги в виде серебряных слитков. Эти слитки складывались в царской сокровищнице. По иронии судьбе они не очень пригодились персам, став добычей преемников Александра Македонского, которые истратили их на междуусобные войны.
На этом заканчивается история народов древней Месопотамии, для которых миновали времена творческих порывов. Но их наследие явилось важным вкладов в мировую цивилизацию.
С точки зрения изучения месопотамской мифологии, важно отметить, что практически все образно-сюжетные линии были созданы шумерами. Аккадцы заимствовали их, но при этом внесли новое звучание, динамичность и даже "психологизм". Как мы видим, ментальный склад обеих народов был разным. Поэтому большинство мифов Междуречья существуют в двух версиях.
Идея войны поколений богов повлияла на весь Ближний Восток и проникла к грекам, для которых, как индоевропейского народа, в таком виде первоначально была чужда. В греческой мифологии мы видим многочисленные черты шумеро-аккадской: печальные образы подземного царства Аида также не соответствовали жизнерадостному представлению индоевропейцев.
Народам Древней Месопотамии мы обязаны и семидневной неделей, и популярной ныне зодиакальной астрологией, проникшей в Европу опять таки через Грецию.