Теория пассионарности Льва Гумилева.
Теория этногенеза Льва
Николаевича Гумилева выглядит одной из наиболее убедительных концепций
исторического процесса. Гумилевский термин «пассионарность»
стало модным цитировать по поводу и без повода, причем бросается в глаза, что
большинство «толкователей» толком не знакомы с работами Льва Николаевича.
Итак, вкратце – у теории
Гумилева имеются несколько аспектов: пассионарность;
понятие этноса; его периоды развития; системность и антисистемность.
Для нашей темы важно следующее.
Согласно историку (и в
этом он солидарен со Шпенглером и Данилевским) народ есть органическое явление,
которое проходит определенные периоды жизни – «фазы»: подьем,
акматическая фаза, надлом, инерционная фаза, обскурация. Причем эти фазы (как и само возникновение
этноса) непосредственно связаны с состоянием пассионарности
(уровнем энергетики) его членов.
В фазе подъема пассионарность растет, в фазе акматики
она достигает высшего накала. Происходит «перегрев системы» - борьба честолюбий, и этнос вступает в
состояние надлома (резкого снижения энергетики).
В инерционной фазе (если
посчастливится в нее войти, минуя депопуляцию)
снижение пассионарности затормаживается и этнос живет
накопленными богатствами и традициями. Этот период особенно благоприятен для
«собирания плодов земных» - золотая осень цивилизации. Ярким примером здесь
является Западный мир 18 – 20 веков.
Наконец, обскурация – новое резкое понижение пассионарности,
мучительное падение этноса.
Надо добавить, что (по
Гумилеву) имеются три категории людей: пассионарии,
гармоничные особи, субпассионарии. У пассионариев энергетика избыточна. Причем это не имеет отношения к морали, идеологии,
даже к таланту, есть лишь градации пассионарности-энергетики.
В любом случае, пассионарий совершает поступки,
выходящие за грань биологического инстинкта самосохранения. Пассионарий может быть воином,
политиком, ученым, художником, писателем, террористом, просто неудачником (как
герои Шукшина – «чудики»).
У гармоничного человека пассионарность и биологический инстинкт уравновешивают друг
друга. Такой индивид (если есть соответствующий талант и школа) в хороших
условиях стать даже отличным художником, композитором и т.д. При одном условии
- если за это платят. Если нет – он займется каким
либо другим делом, пусть менее творческим, зато более прибыльным
(посокрушавшись, конечно).
Субпассионарий же ни на что полезное не способен.
Биологические импульсы – первичные реакции (похоть, злоба, лень) намного
превосходят энергетику. Типичные субпассионарии –
бродяги, наемники, проститутки. Хотя, разумеется, они могут проявлять свои
таланты и в иных сферах. Современную эпоху, кстати, характеризует накопление
таких типов в верхах общества, как в России, так и на Западе. Видимо, вызревает
переход к новой фазе развития.
Гумилев приводит массу
примеров истории этносов и суперэтносов
(цивилизаций). Вот как это выглядит относительно западного мира.
В 9 веке нашей эры пассионарный толчок затронул территорию Франции и Германии
(«феодальная революция»). После веков безвременья и варварских королевств
родилась новая, рыцарская Европа. В эпоху подъема пассионарности
она отстояла себя от атак викингов, арабов и венгров, покрылась романскими
замками и готическими соборами, выплеснулась от переизбытка сил крестовыми
походами.
В акматической
фазе мы видим борьбу гвельфов и гибеллинов в Священной римской империи
германской нации, Столетнюю войну Англии и Франции, борьбу королей с феодалами.
В фазе надлома происходят
Реформация, религиозные войны, Тридцатилетняя война 17 века, с разгулом субпассионарного
бандитизма.
В фазе инерции
ликвидируется этнокультурный раскол Европы, ведутся успешные колониальные
завоевания. Происходит невиданный подъем науки и благосостояния Западного мира.
Эта фаза тянется до наших дней. Хотя, возможно, то явление, что возникло в
конце 1960 гг. и величается загадочным словом «постмодерн»
есть просто европейская форма вступления в обскурацию.
Со всеми ее хищничеством и
паразитарностью.
Алексей Фанталов.
Этногенез и современная наука.