История и культура Египта 4.
После смерти Рамсеса 2 власть постепенно концентрируется в руках жреческой партии. Наконец, страной начинает править верховный жрец Амона Херихор (вспомним неплохой польский фильм "Фараон"). С этого времени, историки ведут отсчет Позднего царства (11 - 6 вв. до н.э.). Но на севере Египта усиливается влияние наемных воинов из Ливии. Их командир Шешонк основывает собственную династию. Египет приходит в упадок и, фактически распадается.
На территории современного Судана (освободившейся от господства фараонов) образуется сильное эфиопское государство Напата. Его цари постепенно завоевывают отдельные номы Египта (правители которых не пытались активно сопротивляться, попросту отсиживаясь в крепостях). Царь Напата Шабака стал фараоном.
При господстве чужеземных фараонов Египет подвергся страшному разгрому. В страну вторглась армия Ассирии, захватившей к тому времени весь Ближний Восток. На некоторое время и север Египта подпал под власть ассирийского царя.
Однако, правители города Саис (на западе Дельты), лавируя между эфиопами и ассирийцами и, заключив союз с новым малоазийским царством Лидией, сумели освободить Египет. Он вновь превращается в сильную державу. Но это была не сила народа. Древние египтяне, к тому времени превратились, используя терминологию Л.Н. Гумилева, в "гомеостатический этнос". Они усердно работали на своих (точнее, государственных) полях, обеспечивая поступление налогов в казну и поддержание ландшафта. В армию их призывали в исключительных случаях. Войска теперь комплектовались наемниками (ливийцами, эфиопами, греками). Менялись династии, чужеземные завоеватели, а египтяне все возделывали и возделывали землю.
Фараоны Саисской династии пытались вмешаться в ближневосточную политику, дабы вернуть господство Египта над Сирией и Палестиной. Они даже поддержали гибнущую Ассирию, против коалиции ее врагов (Мидии и Вавилона). Но у города Кархемиш (река Евфрат) нововавилонский царь Навуходоносор разбил армию Египта.
Несмотря на это, господство Саиса на море продолжалось. По заданию фараона Нехо, финикийцы совершили плавание вокруг Африки (которое смог повторить лишь Васко да Гама, спустя 2000 тысячи лет!). Однако, в 525 году Египет был завоеван армией персидского царя Камбиза и вошел в состав огромного Персидского царства.
Египтяне пытались вернуть себе независимость, опираясь на поддержку Афин, но тщетно. Затем, без боя, они подчинились Александру Македонскому. После смерти великого завоевателя, Египет стал главной частью эллинистического государства, основанного сподвижником Александра Птолемеем. Македоняне и греки образовали господствующий слой, сконцентрировавшийся в новом городе Александрии (население - 1 миллион человек!). Египетская же провинция продолжала обычную жизнь, работая и поклоняясь древним богам.
Такая ситуация долгое время сохранялась и при римском господстве. Египет был хлебной житницей для Рима, который не мог прокормить себя сам. Египетские боги, особенно, Исида, стали популярны в империи, где шел интенсивный процесс богоискательства.
Но, когда появилась, и начала активно развиваться христианская религия, Египет не остался в стороне. На территории страны сформировалось особое, монофизитское направление христианства, с повышенным акцентом на божественный аспект Христа. Освальд Шпенглер, в своем труде "Закат Европы", охарактеризовал это в качестве одного из латентных проявлений будущей арабской цивилизации. Как бы там ни было, вера в древних богов иссякла. Египет стал провинцией Византии и был знаменит своими христианскими аскетами и подвижниками. Позднее, он легко покорился арабским халифам, преобразившись в мусульманское общество. Материальным символом страны остались пирамиды, так что не стоит критиковать фараонов за их строительство.
Освальд Шпенглер назвал "прасимволом древнеегипетской души" дорогу (прасимволами античной, западноевропейской и арабской он называл, соответственно замкнутое тело, открытое пространство и храм-пещеру). Человек идет по бесконечной прямой, не имеющей ни начала, ни конца. У него мужественная душа.
Древнеегипетская религия, несмотря на более чем три тысячи лет своего существования, осталась типичной политеистической системой. Она не имела унифицированной доктрины, но зато и почти не страдала от ересей. Египет имел несколько теологических центров со своими главными богами (Гелиополь (Атум), Мемфис (Атум), Гермополь (Хепри, Ра), Фивы (Амон), каждый из которых разрабатывал собственную версию более или менее единой мифологии. Когда такой центр приобретал ведущее влияние в стране (например, вследствие переноса столицы), он отождествлял своего бога с верховным египетским богом.
(Продолжение следует).
Алексей Фанталов.