История и культура Египта 2.

 

Вслед за народным восстанием в Египет вторглись гиксосы - "цари-пастухи". Гиксосы представляли собой разноплеменную орду, состоявшую из семитов, хурритов и касситов (народ, вышедший с Иранского нагорья - возможно, индоевропейский, покоривший Старовавилонское царство). Эти племена, контактировавшие с индоевропейцами, заимствовали от них боевые колесницы, что обеспечило военное превосходство над египетскими войсками.

Возможно, среди гиксосов были племена хабиру - предки евреев, именно в это время проникшие в Египет.

На востоке Дельты гиксосы основали свою столицу - Аварис, откуда они управляли своими азиатскими землями. Такая система власти существовала более века.

Остальная часть Египта платила завоевателям дань. В течение 16 века до н.э. фиванские фараоны вели с гиксосами борьбу, которая увенчалась успехом при фараоне 18 династии Яхмосе. Он и считается основателем Нового царства (18 - 20 династии, 1580 - 1085 гг. до н.э.).

История Египта периода Нового царства по своему блеску вполне сопоставима с эпохой Древнего царства. Она оставила нам грандиозные храмовые комплексы в Карнаке, Луксоре, Абу Симбеле. Типичный храм состоял из трех частей: замкнутый двор, гипостильный зал (лес колонн), святилище. По-прежнему, доминировал заупокойный культ, не знавший себе равного в истории. Но он был не печален (как у вавилонян), а, напротив, радостен. Воскресший бог Осирис давал каждому египтянину надежду на вечную счастливую жизнь.

Власть фараонов чрезвычайно усилилась. (Мы видим изображения их лиц на древнеегипетских сфинксах, с телом льва. Не следует смешивать такого сфинкса с древнегреческой Сфингой - львиное тело, крылья, торс женщины - именно Сфингу, а не сфинкса повстречал Эдип. Вообще, надо отметить смешение человеческих черт со звериными в иконографии египетских богов, что является архаической чертой).

Теперь фараоны располагали постоянной армией и, чтобы прокормить ее, вели захватнические войны. По следам отступающих гиксосов, преемник Яхмоса Тутмос 1 дошел до реки Евфрат в Азии. На юге его войска проникли до третьего нильского порога.

Правда, после смерти Тутмоса в истории военной экспансии Египта наступил перерыв. Произошла серия дворцовых переворотов, в результате которых власть захватила принцесса Хатшепсут. Она представляла жреческую партию, поддержанную партией чиновников. Хатшепсут была то ли сестрой, то ли теткой, то ли женой Тутмоса 3 (выразителя интересов военной партии, которой, таким образом, пришлось сильно потесниться). Фараоны подчас женились на сестрах и, наоборот, их старшая супруга именовалась "сестрой царя", что вызывает немалую путаницу среди историков.

Проблема женитьбы на сестрах довольно сложна. Дело в том, что сам по себе брак такого рода несет некоторую (небольшую) опасность появления гемофилии (несвертываемости крови) у потомства. Кроме того, говорят еще и о генетическом вырождении. Однако, правители империи инков (Южная Америка) более столетия практиковали подобные браки и никакого "вырождения" не наблюдалось. Наоборот, все инкские владыки были энергичными правителями. В потенциале, такая тенденция несла, все же опасность генетического обеднения популяции, что, по-видимому, являлось главной причиной ее  запрета в большинстве культур (интересно только, как такая мысль могла прийти в голову людям, не знавшим генетики?). Впрочем, зороастрийская традиция в древней Персии продолжала считать такие браки угодными богу. Для царей же и в других культурах часто делалось исключение (очевидно, дабы их кровь не смешивалось с кровью простых смертных).

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

История и культура Египта 3.

Карта сайта.