Парфянские стрелы 1.

 

 

Решил я провести кампанию за великую восточную державу - Парфию, поскольку меня всегда интересовала история и культура Ирана, в которую парфянская династия Аршакидов вписала очень яркую страницу.

После смерти Александра Македонского, на территории современной Туркмении образовалась Парфянская держава, которая, постепенно, отвоевала все иранские земли у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах.

Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течение второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).

    В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.

 

В начале кампании мы располагаем тремя не слишком-то богатыми городами: Арсакия (мидийские земли - ныне северный Иран), Сузы (Элам, ныне - западный Иран) и 'Сакское городище' (неподалеку от Сталинграда).

Очень важно выработать правильную стратегию, ибо первые ходы, в условиях скудости ресурсов, во многом определяют дальнейшую игру.

Вообще, под влиянием стратегических игр я пришел к выводу о реальной возможности изменить русло исторического процесса, об отсутствии жесткого детерменизма - 'рока'. Хотя, разумеется, закономерности присутствуют.

К примеру, к началу 20 века в Старой Европе сложилась следующая ситуация. Старый гегемон - Британская империя, осуществлявшая руководство 'в белых перчатках' (по крайней мере - на континенте) при помощи весьма мягких политико-финансовых инструментов, но с опорой на технологическую мощь и флот. И новый претендент на общеевропейское и, значит, мировое господство - Германия, которая, будучи континентальной империей, предпочитала силовые решения (к тому же, она полагала, что иного пути сломать невыгодную ей систему нет).

Отсюда соревнование между английским лицемерием и германской брутальностью, осложненное застарелым пограничным франко-германским соперничеством, славянской проблемой и т.д.

В данной ситуации шанс победить у немцев был. Даже и вначале Первой мировой, которую им приходилось вести на два фронта, против Франции и России (старый кошмар германских стратегов). Но все решили именно первые дни августа 1914, которые предопределили катастрофу для Германии и России, стагнацию для Англии и Франции и небывалый рост могущества Соединенных Штатов (ни в одной игре не бывают только проигравшие). Германская империя, как соискатель, располагавшая, к тому же значительно меньшими, чем у ее совокупного противника ресурсами, просто не имела права на ошибку и должна была сочетать бескомпромиссную решительность с логической выверенностью действий.

 

Применительно к текущей игровой реальности, стратег должен сперва определить две главные вещи. Во-первых - начинать ли немедленно войны с соседями, или поразвивать инфраструктуру своих городов? Ну, игра-то называется 'Тотальная война'. К тому же, как учил нас изобретатель водородной бомбы и нобелевский лауреат академик Сахаров: 'Смысл человеческой жизни заключается в экспансии'.

Но, если начинать войну - то с кем?

К северу от Каспия - исконная родина династии Аршакидов - выходцев из сакского (полускифского) племени парнов. Там  мы граничим с Домом Скифии. Столичная провинция Арсакия находится рядом с ничейным городищем Фрааспой, за которым расположены земли Древней Армении. К западу же от южного города Сузы простираются бескрайние владения империи Селевкидов.

Подумав, я сделал выбор. Воевать со скифами не катит - огромные расстояния, бедные городки, а главное - большой отрыв от южных баз. Вообще, Сакское городище  - лишняя головная боль. Оно, вследствие удаленности от столицы постоянно бунтовало и, в принципе, было убыточным.

Условия победы подталкивали к войне с Арменией (кстати, весьма близкой в то время Парфии по религии и культуре стране). Для этого вначале надо было захватить Фрааспу.

Однако первые свои помыслы я распростер в сторону богатого города Селевкии (второй столицы империи Селевкидов - главных преемников Александра Македонского в Азии). Из опыта игры, в том числе и за Селевкидов, я очень хорошо представляю проблемы империи. Буквально с первых ходов она начинает воевать с Египтом, где, начиная с конца четвертого века до нашей эры, правила династия потомков Птолемея (друга и сподвижника Александра Великого).

Птолемеевский Египет, имея такую же отличную материальную базу, как и селевкидская фракция, но, находясь в гораздо лучшем геополитическом положении, постепенно превращается в сверхдержаву игрового мира (другой полюс образуют четыре римские фракции). Силу Птолемеев очень скоро придется испытать и моей Парфии, поэтому следует укрепиться, пока не поздно.

Кроме того, поскольку, как мы могли видеть, территориальный разрыв между моими городами очень велик, а одиноко лежащие Сузы не в состоянии будут эффективно сопротивляться натиску превосходящих египетских военных сил.

Короче говоря, захват Селевкии и превращение ее в парфянский форпост был делом, одновременно, нетрудным, и весьма полезным.

Итак - все свободные вооруженные силы двигаем к Селевкии. Но действует осторожно, не раскрывая карт, подойдя к городу точно на расстояние броска (не ближе). Важно улучить момент, когда часть селевкидских юнитов уйдет на запад (сражаться против Птолемеев). Всю необходимую информацию нам сообщает шпион (разведкой пренебрегать нельзя, это отлично понимали, скажем, монгольские ханы).

Затем блокируем город, строим осадные машины, а, на следующий ход берем штурмом.

Поскольку мы играем по 'трудному уровню' и на автобое, следует давать битву только когда уверен в победе. Поражение (и просто неверный ход) способны сломать нам весь план военных действий. Как говорили опять же древние китайцы: 'раскаяние тогда будет ни к чему'.

А взятие Селевкии приносит весьма ощутимое увеличение доходов. Дальше воевать с Селевкидами мы не собираемся (пусть послужат буфером между нами, и могущественными Птолемеями, пока Парфия еще слаба). К тому же, остальные селевкидские города находятся очень далеко от наших баз, и завоевать, а тем паче удержать их с нашими скромными ресурсами почти невозможно.

Опять-таки, опыт учит, что вскоре на связь с нами выйдут представители империи Селевкидов и попросят мира. Каковой мир и будет им дарован (за небольшую сумму 1900 динариев). Позднее, можно будет даже вступить с ними в малообязывающий союз (еще 2900 динариев).

Получив средства на раскрутку фракции, переходим к противостоянию с Древнеармянским царством. К тому времени оно уже заняло Фрааспу. Перебрасываем нашу победоносную армию с юга, переобучаем (пополняем) ее в Арсакии и стремительным броском берем в осаду. В городе стоит один лишь отряд катафрактариев, так что штурм успешен, а войска из западных пределов царства подойти не успевают (да и мало их).

Однако теперь начинается самое сложное. Дело в том, что в столице царства Арташате находится престарелый, но многозвездочный лидер неприятельской фракции. Штурм, несмотря на превосходящие силы парфян, скорее всего, закончится их поражением. А Игра учит нас умению действовать быстро, и, в то же время - осмотрительно (согласно канонам древнекитайской стратегии).

Поэтому, берем город в осаду и стоим под его стенами полный срок (ходов пять). Это небезопасно, поскольку в оставшемся городе Котаис (совр. Кутаиси) неприятель готовит деблокирующую армию. Вот здесь то и решает умение стратега точно рассчитать время - уложимся в срок, или нет.

За время стояния умирает наш лидер, мощный пятизвездочный полководец. Слава богу, я заблаговременно придал ему помощника - из молодых, да перспективных. А вскоре умирает естественной смертью и более старый лидер неприятельского царства, и город сдается.

Мы стремительно переобучаем в нем армию, и вовремя - ибо нас берет в осаду подошедшее из Котаиса войско - полный стек (20 отрядов). Но качество наших многоопытных юнитов выше, а полководец - лучше. Поэтому даем битву, одерживаем победу и снова переобучаемся. А затем - форсированным маршем штурмуем Котаис. Город взят, первая соседняя фракция полностью присоединена к Парфии. Оставшиеся в поле неприятельские отряды по условиям игры, становятся бродячими мятежниками, обычно неагрессивными (к тому же, половина их разошлась по домам (и правильно - их будущее - в нашей родственной восточной империи и в противостоянии железным легионам римского Запада и полчищам Юга). Я без необходимости не трогаю мятежников (жаль времени и сил), хотя они и наносят ущерб, блокируя торговые пути.

На очереди Понт. Вообще, моей стратегической идеей в играх обычно является автаркия - создание обширного, географически защищенного пространства при успокоенных тылах. Опираясь на такую систему, можно подумать и о мировом  (в данном случае, скорее, региональном) господстве.

Исторический Понт являлся древней персидской провинцией, сумевшей получить независимость во время распада империи Александра Македонского. Долгое время он существовал в тени Империи Селевкидов, но после ее ослабления заявил о себе как о региональном малоазиатском лидере. Эллинизировавшиеся понтийские цари использовали тяжелую азиатскую конницу и обученную на македонский манер фалангу. Они захватили берега Черного моря, а затем, Митридат Эвпатор бросил перчатку Риму. Но, несмотря на то, что римская держава в то время раздиралась гражданскими смутами, сил у Понта было явно мало, и в трех войнах он был сломлен.

В честь Понта, древние греки называли Черное море Понтийским.

 

Посланный на запад - в понтийские пределы лазутчик доложил, что крупные понтийские силы из города Синоп (черноморское побережье Малой Азии) ушли еще западнее - воевать с греками Пергама. И тут-то я совершил ошибку, поторопившись двинуть свои войска. Меня можно, конечно, понять - каждый ход промедления - лишние затраты для ничего не делающей армии, которые тяжким бременем ложатся на неокрепшую экономику. Но ошибки обходятся гораздо дороже.

Шпион внедряется в город, но, увы - ему не удается открыть ворота. Синоп блокирован парфянами, однако на следующем ходу понтяки успевают вернуть свое войско и разгромить мой экспедиционный корпус.

Парфяне отброшены на юг, к понтийскому городу Мазака. С горя осаждаем его, в надежде, что враги замешкаются, и не успеют подойти до штурма. Однако, не зря еще китайские стратеги учили не надеяться на возможные упущения противника, а быть готовыми ко всему. И новое поражение!

Да, поспешишь - людей насмешишь: Подождали бы мы один ход - и армия Понта увязла бы в боях с греками. А, после взятия богатого Синопа, который стал бы отличной базой Парфии на западе, завоевание ослабленного соседа было бы делом техники. Вот что я имел ввиду, когда говорил о начале Первой Мировой.

Хорошо еще, что лидер фракции, он же лучший полководец остался жив и сохранил часть армии. Быстро перебрасываем его к мятежному городищу Анкира (на месте современной столицы Турции). Начиная с третьего века до нашей эры там располагалось владение галатов - продвинувшихся далеко на восток галлов (они были приглашены в Азию одним из македонских правителей, который опрометчиво надеялся использовать кельтов в своих целях).

Вскоре город взят штурмом и превращен в наш опорный пункт в Малой Азии. К сожалению, он уж очень удален от парфянских территорий, а на подходе - мстительные понтяки.

К счастью, мы успели заключить союз с греками. И, когда качественно превосходящая понтийская армия (колесницы с косами, тяжелая кавалерия, а у нас - лишь легкие степные лучники да слабая восточная пехота) взяла было Анкиру в осаду, подошедшие греки помогли нам ее разбить. Как мило с их стороны! Что ж, в будущем Греческим городам это зачтется.

Тем временем, мы готовили новую армию в Закавказье. На сей раз, мы не поленились выстроить судно, которое позволило переправить солдат из Закавказья к Синопу быстрее, минуя сложный рельеф местности. Заодно решили использовать и дипломатическое искусство, предложив понтийскому руководству купить у нас мир за 1900 динариев. Те согласились - видимо, греки основательно намяли Понту бока. А получив средства - мы атаковали снова.

Новая армия взяла Синоп, затем Мазаку. У Понта оставалась только Никомедия, (в Малой Азии, напротив Стамбула). Стремительным маршем передвигаем войско из Анкиры и осаждаем город. Откуда-то из 'тумана войны' всплывает новое войско Понта, но не успевает дойти вовремя. Никомедия взята, фракция Понта ликвидирована.

 

(Окончание следует).

Алексей Фанталов.

 

Парфянские стрелы 2.

Меню