Кир и Дидона.

Стратегическая повесть.

 

II.

 

Итак - жребий брошен. План кампании был следующим. Понимая, что завоевать империю Дидоны в течение одной войны абсолютно не представляется возможным, Кир ставил перед своей армией вполне реальные цели. Во-первых - захватить Потидею. Не слишком крутой город, но занимает важное стратегическое положение. Обладание Потидеей позволит связать воедино старые азиатские и новые европейские владения великой Персидской державы (до сих пор перемещение модулей осуществлялось через владения Дидоны, благодаря договору о прозрачности границ, и через Каспий, где находилась единственная флотилия Кира, состоявшая из давно устаревших галер).

Далее, важно было занять Аргос Орестикон. Последний, также как и Потидея, находится во Фракии (не путать его с древним Аргосом - которого в данной игре нет, существовавшим на Пелопонессе), что позволяло соединить наши балканские Афины и Коринф с прочими территориями Державы.

Кроме того, разведка донесла о слабой защищенности исконных карфагенских городов в Африке (в процессе разгрома Рима и Македонии Дидона перенесла центр тяжести своей империи в Западную Европу). Значит, имеет смысл наступать и там.

Что касается северных участков карфагено-персидской границы, то Кир предполагал вести там оборонительную войну.

Руководствуясь заранее утвержденным планом, армии перешли государственную границу.

Вскоре Потидея была взята!

Затем персидская армия успешно штурмовала североафриканскую Пизу (название города произвольно - видимо, он был основан римлянами вначале игры, когда мы не вели мониторинг данного региона).

Для захвата Аргоса необходимо было занять также и Дельфы. Сюда мы направили заранее сосредоточенные в Афинах и Коринфе войска. Однако Дидона двинула против нас значительные силы, находившиеся в Аргосе Орестикон и под Дельфами развернулись тяжелые бои. Некоторые персидские генералы пали духом, собираясь отступить на юг Греции, но Кир стоял на своем. На последнем дыхании персы ворвались в Дельфы.

И, так как Дидона неосторожно оголила Аргос, крупная персидская армия захватила и его.

Но на севере дела пошли хуже. Карфагенские войска вторглись в нашу центральную Европу. Здесь, согласно стратегическому плану Кира великого, предполагалось держать оборону. Однако войск не хватало, они были рассредоточены по нескольким гарнизонам (поскольку трудно было угадать заранее направление вражеских атак). Это, вкупе с допущенными нами тактическими ошибками привело к падению недавно основанных городов Рустам, Шаппур, Бахрам (названных так в честь древних иранских царей и героев).

Фиолетовые войска Дидоны рвутся в Центральную Европу.

 

Ситуация складывалась критическая. Правда, данные пограничные города нами преднамеренно не развивались (в предчувствии войны). Но теперь перед армиями Дидоны открывалась дорога в Восточную Европу, давно и интенсивно осваиваемую Киром. Со множеством городов и чисто символическими гарнизонами.

Да, раньше надо было думать, когда мы предоставляли карфагенянам новые технологии. И гильдии (с рыцарями) мы уступили Дидоне по дешевке, и технологии пороха (с мушкетерами). Типа, помогали против общего врага - Македонии. А следовало бы понять, что вчерашний союзник завтра может стать врагом. Компьютерные игроки-то вон как жмутся над своими техническими новинками!

Ценой колоссального напряжения наши персы собрали две военные группы, занявшие оборону в центральноевропейских городах Симург и Ворукаша.

К счастью, карфагеняне слишком увлеклись грабежами в окрестностях Симурга, для удобства чего разделили корпус вторжения на несколько малых групп. Эти разрозненные группы были уничтожены нами, и штурм города захлебнулся.

Что касается более южного Ворукаша, то здесь Дидона стала жертвой собственных варварских методов ведения военных действий. Ее орлы уничтожили даже дороги, вследствие чего продвигались по опустошенной территории крайне медленно. Когда они дошли до города - там стоял уже мощный гарнизон, и вся армия вторжения легла костьми под крепостными стенами.

Отсюда мораль - не грабьте, а стремитесь уничтожать живую силу противника. И - захватывайте города, источники формирования армии.

В реальном мире уничтожение армии противника, пожалуй, предпочтительнее, поскольку новое поколение солдат появляется достаточно медленно J. Вспоминается по сему поводу средневековая поэма 'Кудруна'. Там, неудавшийся жених прекрасной девы Кудруны решил ее похитить со свадьбы и совершил бандитский поход. После чего, ответный удар запоздал на много лет, ибо при нападении погибли все воины, и надо было вырастить новых.

В стратегических военных играх, правда, само протекание военных действие обычно замедлено. Поэтому, пока армия медленно ползет по стратегической карте, город часто успевает создать новое боевое соединение.

 

Ну как здесь не вспомнить сказку про Белого Полянина?

Жил да был Иван Царевич с тремя сестрами. Вот напали враги, сестер похитили. Кинулся Иванушка вдогонку - всех врагов прирубил, сестер освободил. Присел на камушек.

- Уф. Ну и устал же я!

- Да, а как же Белый Полянин с Бурей Ягой золотой ногой тридцать лет воюют, роздыху не знают! - заверещали вредные сестры.

- Что еще за Белый Полянин такой? - подумал Иван Царевич и отправился его искать.

Долго ли, коротко шел, глядь - стоит Белый Полянин в позиции бань цу ма и рубится с врагами, конными и пешими.

Поехал Иванушка вперед, и увидел нору глубокую, из которой эти самые юниты выскакивали. Спустился вниз, а там - портные с сапожниками. Портной шилом кольнет - скачет конник с пикой. Сапожник молоточком стукнет - марширует пехотинец с мушкетом.

Прирубил Иван Царевич мастеров - солдатики-то и закончились. Смекаете, про что я?

 

Захватив Дельфы и Аргос Орестикон, мы двинули войска в Западную Европу. Но не рассчитали мощи Карфагена и его способности к быстрой переброске армий. На своих галеонах Дидона переправила в Грецию многочисленные десанты из Италии и атаковала наши Афины и Коринф.

Как уже говорилось, гарнизоны этих южногреческих городов были весьма ослаблены войной за Дельфы. Поэтому Афины и Коринф пали.

Более того, наш поход в Западную Европу окончился гибелью персидского экспедиционного корпуса.

Катастрофа переломила ход военных действий на Балканах. Со всех сторон на персов лезли превосходящие силы Карфагенской державы. Вскоре неприятель вернул себе захваченные вначале кампании Потидею и Аргос. 'За что боролись?!'.

Утешал лишь ход военных действий в Африке. Там персы захватили еще два города и неуклонно продвигались к древней столицы империи Дидоны - городу Кар-Хадашт (Карфаген).

Из сердца великой Персидской державы - древних городов Ассур, Ниневия, Парс, Вавилон на запад постоянно двигались пушки, гренадеры и рыцари. Но это было очень далеко от театра военных действий. А у Дидоны ее базы находились под боком.

И опять же - воевать против машины трудно. Она-то лучше вас знает свои хитрые правила, поэтому, если вы не задавите ее на старте, разовьет свою экономику до совершенства  и понаделает множество солдат.

Но, пожалуй, самое главное - в 'Цивилизации' компьютерный интеллект стратегически силен. Как бы я не восторгался игрой 'Рим. Тотальная война', все же должен признать, что на карте кампании обставить тамошнего компьютерного противника значительно проще. Бывает, он уже осадил твой город превосходящими силами, ан - отчего-то повернул обратно. И десанты враги высаживают крайне редко (а сколько бы это могло доставить проблем!).

Не то в 'Цивилизации'. Уж если враг напал - так просто не отвяжешься.

 

Подойдя к Кар-Хадашту, наши пушки провели правильную артподготовку. А затем гренадеры, мушкетеры и рыцари бросились на штурм.

Гарнизон Кар-Хадашта был слаб и достаточно архаичен. Но, отчего-то, мы не смогли занять город в этот ход и понесли серьезный урон. А деньги в казне были на исходе. Экономика истощалась, электорат демонстрировал нам свое 'фи' в большинстве имперских городов, расходы начинали превышать доходы (вследствие чудовищной инфляции). А мы так надеялись поправить бюджетные дела грабежом карфагенской столицы!

Пришлось продать египетской царице Хатшепсут технологию 'военную традиция' за какие-то четыреста глыб золото! А, ладно - эта милая, но глупая женщина нам не опасна. Доказано жизнью.

На следующий ход мы все-таки берем древнюю столицу Карфагенян!!!

 

Но Дидона (эта волчица!), не дремлет. Завершив свои дела в Греции стремительно перебрасывает высвободившиеся войска на другие участки фронта.

Во-первых, она отправляет большую армию против нашего Византия ('Константинополь') - который представляет собой ключ в безраздельно принадлежащую персам Азию. Ладно, Византий мы обороним, как-нибудь.

Во вторых, тяжелые бои разворачиваются под Потидеей. Собственно. Город представлял главный приз, ради которого Кир Великий и начал войну. Потидея (во Фракии) объединила бы наши старые азиатские и новые европейские владения в единое большое пространство.

Поэтому, скорбя о неудавшемся захвате, Кир направляет туда все новые армии. Решительный штурм - и Потидея взята вновь! Европа моментально сомкнулась с Азией.

И здесь мы допустили ошибку. Меню предложило на выбор - присоединить город к империи либо разрушить его.

Люди Кира еще никогда не уничтожали городов (мы же не варвары!). И присоединили Потидею вторично.

Но нынешнее время  не благоприятствовало сантиментам.

Следующим ходом карфагеняне отыграли город обратно и ввели туда огромный гарнизон. Все, конец нашим надеждам. 'Идиотская болезнь - благодушие!' (И.В. Сталин).

А если бы мы уничтожили Потидею - территория все равно перешла бы к Персии вследствие превосходства в данном районе нашего культурного влияния (исходящего из Византия и крымской Александрии). Да и город на этом месте можно было бы новый основать.

Но не стоит пилить опилки. Кир отправляет к Потидее новую армию. Задача - город не штурмовать (не до жиру), но, заняв сильную позицию на холмах (дающую 25% бонуса при обороне), прикрывать наши беззащитные города в южноевропейских степях, одновременно представляя постоянную угрозу для потидейского гарнизона, провоцирую карфагенян на бесплодные атаки.

Все вроде рассчитано верно, но отчего-то атаки воинства Дидоны оказались отнюдь не бесплодными. И наша армия растаяла.

Вообще, это свинство. Абсолютно непонятно, с какого дуба такое неравенство при одинаковом составе модулей с обеих сторон (артиллерия, гренадеры, конные рыцари). Когда атакуем мы, противник получает невероятный бонус, расстреливая наших солдат, как куропаток.

Затем он переходит в атаку сам - и где же наше оборонительное преимущество?!

Может быть, я поставил игру на слишком высокий уровень сложности? Не помню, что-то.

Итак, прикрывать Юг Восточной Европы нам практически не чем.

Хуже того. Фурия Дидона стремительно перекидывает из южной Греции восемнадцать модулей на шести галеонах в Северную Африку. План ее был ясен - разорвать мои растянутые коммуникации.

Разумеется, Кир ожидал чего-то подобного. Уже несколько ходов подряд фрегаты карфагенской царицы бомбардировали с моря наш Амфиполис (в Дельте Нила), разрушая его укрепления. А для чего это делать - если не ради облегчения последующего штурма. И мы подготовились к встрече дорогих гостей.

Правда, лукавая царица высадила армию у другого города - пресловутой Пизы. Но персы и здесь не растерялись, быстро введя в город соответствующее количество модулей из близлежащих городов северного Египта.

Однако карфагенская атака Пизы оказалась еще убийственнее для Кира, чем события при Потидее. Хотя Дидона за этот ход взять город и не смогла, в живых там остался лишь один наш раненый модуль.

Кир Великий быстро перебрал возможных союзников.

Увы - никто не горел желанием сразиться с Карфагенской империей - ни Египет, ни Рим. А македоняне вообще заявили персидскому владыке со своего острова: 'Мы никогда не станем иметь с вами какие бы то ни было отношения, наш самый плохой враг!'.

Проклятый Искандар, порождение ахриманово!

Ладно, скрепя сердце, обращаемся к Дидоне: 'Давайте прекратим эту бессмысленную войну! Какова будет Ваша цена за мир?'.

- 'Мир? Ха, не надейтесь на это!'.

А у нас скоро не будет ни солдат, ни денег.

 

Алексей Фанталов.

 

История славян 1.

Меню