Кир и Александр.

Стратегическая повесть.

 

I.

 

Недавно у нас прошла небольшая дискуссия с читателями относительно книги Суворова «Ледокол», которая (дискуссия, а не книга) была выборочно опубликована в рассылке. Тематика, конечно, перестроечная (Сталин, Вторая мировая, фашизм/коммунизм). Но я только что основательно поиграл в стратегию Сида Мейера «Цивилизация 4». И кампания, пройденная за Кира – царя древней Персии, показалась мне достаточно знаковой. Так возникла идея стратегической повести «Кир и Александр».

 

И то сказать - хочется, иногда, знаете ли, поруководить. Направить континенты. Начальной точкой отсчета кампании является 600 год до н.э. Условия игры таковы. Кир располагает примерно двадцатью соединениями (модулями): два поселенца, три рабочих, три лучника, остальные – «бессмертные». «Бессмертные» - гвардия персидского царя, одетая в черные одежды. Всего их корпус  насчитывал десять тысяч человек. Они сражались копьями, как в конном, так и в пешем строю и, похоже, не использовали защитных доспехов. «Бессмертными» якобы их называли за то, что когда погибал один из них, его место в строю тут же занимал другой.

Разумеется, в 600 году до н.э. никаких «бессмертных» еще не было Персия (Парс) был небольшим полусамостоятельным владением Мидийского царства.

 

В 8 веке до н.э. на севере Иранского нагорья возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.

    Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, црецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.

    Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Ему наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.

    Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1  удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.

    Дарий провел реформы, упорядочившие огромную страну. В русле традиционного противостояния с Тураном, высадившись в Европе, во Фракии, он совершил поход против скифов. Вероятно, персидская армия обошла с запада на восток Черное море. Но скифы уклонились от битвы, и поход закончился неудачей.

    На западе же персидские цари, начиная с Дария 1, столкнулись с возраставшим могуществом греков. Начались знаменитые греко-персидские войны, подорвавшие могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.

   

Ну, по упрощенной американизированной версии мидян как таковых нет. Есть отдельные варварские города-государства на севере от персов. К западу лежит обширная и могучая Нововавилонская держава царя Навуходоносора. На востоке – Индийское царство Ашоки (в реальности его тогда еще не было, в Индии шла борьба между несколькими государствами). Что творится дальше – скрыто «туманом войны».

При этом, у Кира нет ни пяди собственной территории – ее еще предстоит завоевать. Наиболее логичным представлялось не вступать в противостояние с цивилизованными государствами. Наращивать свое могущество за счет поглощения разрозненных варварских образования и колонизации пустынных земель. На это и употребляем быстро передвигающихся «бессмертных», оставляя лучников для охраны основанных городов и рабочих тружеников.

Расширение происходит успешно. Но вот на нас выходит сам великий царь Навуходоносор и говорит: «У вас есть технология езды на лошади. Мы требуем это нам в дань». Кир, разумеется, ответил вежливым отказом. «Да вы хоть понимаете, с кем имеете дело?» - с пол оборота завелся Навуходоносор.

Дабы не ссориться с соседом, мы предлагаем махнуться – ему поездка на лошади. Нам – «литература» (хотя первое – гораздо важнее). Но в любом случае, наше могущество по отношению к остальным цивилизациям от этого возрастает (игра с ненулевой суммой).

 

«…был поставлен такой забавный эксперимент: кинули клич по всему миру, чтобы кто угодно, включая специалистов по теории игр, присылали компьютерные программы со стратегиями. Дальше эти программы стравили между собой, заставили сыграть несколько сотен кругов каждую с каждой, а потом... просто тупо сделали статистическое исследование - какие свойства помогают программе много выигрывать при большом количестве итераций. Победила самая простая из предложенных программ, так называемая стратегия 'tit-for-tat": она предлагала начинать с кооперативного поведения, и затем тупо повторять ходы партнера - на предательство отвечать предательством на следующем шаге, но при первой же попытке кооперировать отвечать кооперацией. Но гораздо смешнее не это, а какую статистику получили исследователи.


Выгодные стратегии, получается, обладают следующими свойствами:
- они предсказуемы (не слишком сложны; при большом количестве итераций вылетели в минус программы, в которые были встроены случайные выборы)
- они милы (nice), то есть, начинают первый ход с кооперации, а не с кидалова
- они мстительны (retaliative), то есть, отвечает на кидалово кидаловом на следующих N шагах
- они умеют прощать (forgiving), то есть, при каких-то условиях возвращаются к кооперации, если предатель начал кооперировать.


Побеждают эти программы потому, что они успешно выводят в минус те стратегии, которые не nice и/или не forgiving (потому что играют с ними всегда в кидалово), а между собой две такие стратегии почти мгновенно выходят в состояние постоянной кооперации, и дальше зарабатывают плюсы - чем больше итераций, тем успешнее. Чем больше программ, обладающих всеми перечисленными свойствами, участвует в турнире, тем меньше шансов у всех остальных. Там, где итераций мало, программы, сочетающие описанные свойства со случайными (на базе генератора случайных чисел) от них отклонениями, тоже имеют неплохие шансы, но против тупого tit-for-tat они бессильны: чтобы выйти с ним из цепочки кидалова, необходимо один раз прокооперировать против кидалова, то есть, отдать все преимущества, полученные от своего кидалова, запустившего цепочку».

 

В общем, победоносная этика Конфуция: «поступай с другими так, как они поступают с тобой».

Итак, мы стали расширяться за счет северных варваров. С последними в стратегических играх никто не церемонится, тем более, что и договориться с ними невозможно (в “Rome. Total war” функцию варваров выполняют мятежники).

Тем временем, в контакт с нами вошла египетская царица Хатшепсут. «Маленькие люди могли бы стать полезными великой империи, передав ей технологию езды на лошади. Они же не хотят, чтобы их нарезали мелкими кусочками и бросили крокодилам?».

Кир Великий, естественно, вежливо послал царицу. «Одумайтесь!» - вскричала Хатшепсут. «Не играйте жизнями своих людей!».

Вот тебе и дипломатия Древнего мира – обязательно надо начинать с хамства.

Но мы решили не давать бой агрессивному феминизму. Тем более, что все эти угрозы имеют чисто ритуальное значение.

Вскоре мы установили дипломатические отношения с самим Александром Македонским. Великий завоеватель был несказанно удивлен: «А, это вы. Я думал, вашу небольшую цивилизацию стерли с лица земли много веков назад». Такой тип.

В поисках свободных земель для колонизации, наши всадники совершили рейд и на юг аравийского полуострова. Там они познакомились с карфагенской царицей Дидоной.

 

Историческая справка. Дидона известна из «Энеиды» Вергилия. В ней описывается. Как Эней и его спутники, бежавшие из разрушенной ахейцами Трои, нашли приют у царицы Карфагена Дидоны. Последняя без памяти влюбилась в доблестного троянца, уговаривая его остаться у нее. Но Энея ждали великие дела в Италии, поэтому он покинул гостеприимный Карфаген. А несчастная Дидона покончила жизнь самоубийством.

 

Но с нами она была не столь приветлива. Когда мы попросили у нее какую-то технологию в дань, она сказала в ответ на ломаном русском языке: «Скоро мой бесчисленный лесоруб уничтожит вас всех». Вот это женщина!

А в личном деле осталась памятка Дидоны: «Вы сделали высокомерный запрос».

Затем, по некоему делу мы обратились к Навуходоносору. Он заметно подобрел к Персии, однако не вполне оставил старые замашки. «Вы отказались дать нам дань» - вот его старая обида.

 

Историческая справка. Навуходоносор является правителем Нововавилонской державы, которую мы именуем так в отличие от старовавилонской империи Хаммурапи. При втором царе династии, Навуходоносоре Вавилон превратился в крупнейший город Древнего Востока (население 800 тыс. чел.!), практически неприступный для врага. Но внутреннее положение было весьма непрочным, происходила борьба этническая (халдеев и арамеев, также претендовавших на власть) и социальная (между военным и жреческим сословиями). Пророк Даниил не случайно назвал Вавилон "колоссом на глиняных ногах" (библейский образ, многократно прикладывавшийся позже к различным империям).

Могущественная финансово-жреческая группировка посчитала лучшим способом выйти из тупика противоречий присоединение к образовавшейся на востоке Персидской державе (сменившей Мидию). Окруженный тремя рядами стен Вавилон был сдан без боя (только отряд личной гвардии сына последнего царя Валтасара некоторое время удерживал цитадель в центре города). Но ростовщики, надеявшиеся, что полем их финансовых операций станет вся территория новой мировой Персидской империи просчитались. Разветвленный персидский административный аппарат жестко контролировал ресурсы, выкачивая налоги в виде серебряных слитков. Эти слитки складывались в царской сокровищнице. По иронии судьбе они не очень пригодились персам, став добычей преемников Александра Македонского, которые истратили их на междуусобные войны.

 

У Навуходоносора, тем временем, дела шли неважно. Он подвергся неспровоцированной агрессии государства Селевкидов. Здесь мы опять-таки имеем дело с американской эклектикой, ибо Селевкиды являлись преемниками Александра Македонского, и они просто не могли сосуществовать с Вавилоном, завоеванным Персидской империей (которую, в свою очередь завоевал Александр).

Но таков уж американский пирог.

Селевкиды (наряду со скифами и некоторыми другими фракциями) являются в данной игре полными отморозками – то есть воюют со всеми, ни с кем не вступая в переговоры. Этим они подписывают себе приговор (см. описание сравнительных преимуществ компьютерных программ выше).

То есть отхватив порядочные куски территории Нововавилонского царства, они, в свою очередь, подвергаются атаке парфян, которые, так же как и персы вначале игры, ищут себе место для поселения.

 

Историческая Парфянская держава образовалась на территории современной Туркмении и, постепенно, отвоевала все иранские земли у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах. Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).

    В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.

 

Поглотив все варварские и пустующие земли, мы стали искать новые места для поселений. На юге наши галеры уперлись в пески Аравии, и непроходимые для них океанские воды. Восток уже весь был освоен индийским царем Ашокой.

На всякий случай, мы решили установить с последним добрососедские отношения. «Я только что сформировал военный слон. Куда я помещу это?» - спросил Ашока, выразительно поглядев на меня.

Почему-то, галеры обогнули Индию по морю. Позже я узнал, что в основу данной стратегической карты положены представлению древних греков (точнее – знаменитого географа и астронома Птолемея) о земной поверхности. Таким образом, Индийский океан на древних картах соединялся с Каспийским морем.

Зато, к северу от Кавказского хребта мореплаватели Кира обнаружили массу пустынных земель. Туда были направлены поселенцы. Солдаты и рабочие, основавшие, вскоре два персидских города.

Но что это? Мы вдруг подверглись наглой агрессии со стороны скифов царя Атея, а наши поселения обращены в груду развалин.

 

Историческая справка. Скифы и сарматы принадлежат к ираноязычной ветви индоевропейских народов. Иранские племена долгое время сохраняли культурное единство. Но в начале 1 тыс. до н. э. их мир потрясла огненная проповедь Заратуштры. Те, кто принял ее, отринув языческих богов, стали историческими иранцами. Те, кто сохранили старую веру, (это были в основном кочевники), получили прозвище туранцев. Хотя позже многие боги были реабилитированы, единство оказалось потерянным навсегда.

Время появления собственно скифов – не позднее 8 в. до н. э. Они вытеснили из Причерноморья киммерийцев и по их следам предприняли несколько вторжений в Переднюю Азию. Скифы уничтожили Урартское царство, разгромили Фригию и были побеждены лишь мидийским царем Киаксаром, да и то при помощи хитрости. Они проникали также в Центральную Европу и Поволжье. То была героическая эпоха скифов, время так называемого “первого царства”.

В конце 6 в. до н. э. персидский царь Дарий 1 совершил большое нашествие в их земли, которое закончилось полным провалом. После победы, в Причерноморье возникло государство скифов – “второе царство”, называемое временем “золотой осени”. 4 в. до н. э. – период правления царя Атея был эпохой наивысшего культурного подьема. В 339 г. до н. э. Атей был разбит войсками Филиппа Македонского и погиб, а его царство распалось.

В 3 в. до н. э. возникает менее обширное государство скифов с центром в Крыму – “третье царство”. Его экономической основой был вывоз хлеба в греческие полисы. Это образование сильно страдало от нашествий сарматов, а в 3 в. н. э. его окончательно уничтожили готы. В эпоху Великого переселения народов остатки скифов растворились среди множества племен.

Такого произвола мы потерпеть никак не могли. Великое персидское

Царство наконец-то нашло себе достойного противника. Отныне вся мощь нашей империи стала работать на войну против скифов и освоение северных земель.

Борьба, правда, осложнялась двумя обстоятельствами. Во-первых, войска приходилось доставлять морем. Во вторых, помимо скифов приходилось иметь дело с сонмами агрессивных конных варваров.

Но преимущество цивилизованной империи над варварами в следовании четкому плану, правильном снабжении и умении создавать численное преимущество на ключевых направлениях. Варвары же, прорвавшись на вражескую территорию, разделяются на мелкие группы (в целях удобства грабежа) чем и обрекают себя на уничтожение.

Так, в неусыпных трудах и прошло время игры. Наша цивилизация прочно занимала место лидера. У Навуходоносора были перманентные трудности с агрессивными соседями. В Индии что-то неясное творилось с экономикой, и рост (несмотря на отсутствие войн и наличие уникального модуля – «быстрый рабочий») шел какой-то замедленный.

Особенно забавно сложилась ситуация у нашей доброй знакомой Хатшепсут. Она по-прежнему одаривала нас сладкой улыбкой успешной деловой женщины, за которой скрывался абсолютный финансовый крах. Экономика Древнеегипетской империи находилась в полнейшем минусе – уж и не знаю, как эта мудрая женщина угодила в подобную яму. А выбраться из оной ямы ох как непросто. Теперь ее модули начнут «бастовать» и расформировываться. Эх, жаль, расположены наши державы далеко друг от друга – не удастся припомнить ей «крокодилов». Впрочем, рядом ведь находится мой добрый друг Навуходоносор, и царица Дидо со своими «лесорубами». Однако не мешает послать в страну Хатшепсут военного атташе, дабы проверить ситуацию на местах.

Правда, в финале игры неожиданный фортель выкинул Александр Македонский. Он шел вторым за мной, и. видимо поняв, что первое место честным путем завоевать невозможно. Решил действовать нечестным, объявив Персии войну.

Но выделенных для оной задачи контингентов оказалось явно недостаточно.

Компьютер засчитал мне победу «по совокупности».

 

(Продолжение следует).

 

Алексей Фанталов.

 

II.

Меню