Древняя Греция: история и мифология. Спарта, Афины, греко-персидские войны. Пелопонесская война, Македонское завоевание, эллинизм.

 

Сильнейшим государством, на протяжении большей части истории Греции была дорийская Спарта. В 7 в. до н. э. ее царь Ликург произвел настоящую революцию. До этого Спарта страдала от крайнего имущественного разделения, что приводило к невозможности комплектования войска, состоявшего из свободных и обеспеченных общинников, каковых становилось все меньше. Ликург, с одной стороны, конфисковал имущество богачей, с другой - исключил из общины окончательно обнищавши и опустившихся ее членов. Таким образом, было сформировано сплоченное общество "десяти тысяч спартиатов".

Другим аспектом реформы явилась крайняя милитаризация Спарты и завоевание соседних племен, ставших как бы "государственными крепостными" общины. С точки зрения современного политического лексикона, данное общество можно было бы назвать тоталитарным (запрет на ввоз золота и серебра, обязательные совместные трапезы и т.д.). Однако существовало и одно любопытное исключение - правительство не контролировало личную жизнь спартиатов. Платон, в описавший образ идеального, с его точки  зрения (и вполне тоталитарного) государства, допустил для высшего слоя стражей свободную любовь. Известно, что во многих аспектах греческий философ ориентировался на Спарту.

Официально Спартой правили одновременно два царя, относящиеся к двум традиционным династиям, но, поскольку им крайне редко удавалось находить общий язык, реальная власть принадлежала совету старейшин - эфоров.

Таким образом, на длительный период развитие страны было законсервировано и спартанское руководство крайне неодобрительно взирало на остальную Грецию, где шли интенсивные политические процессы. Там повсюду свергались цари и приходили к власти тираны (тиран - энергичный человек, опирающийся на  достаточно широкие слои населения и действующий в обход установившийся традиции управления).

Спарта обладала достаточной силой, чтобы низложить тирании, надеясь заменить их более приемлемой для нее аристократической формой правления. Однако никто не может предвидеть результаты своих действий. Аристократы дарованную им власть выпустили из рук, и ее тут же подхватили демократические группировки, ставшие враждебными Спарте (особенно в Афинах). В этот острый политический момент в Грецию прибыли послы великого персидского царя и потребовали "земли и воды" (то есть покорности).

Дальнейшая история хорошо известна. Афины и Спарта заключили союз, ибо ощущение принадлежности к общей этнокультурной целостности противопоставленной персам было сильнее социально-политических противоречий (как раз в эту эпоху и появилось понятие "варвары", применяемое ко всем негрекам). Об этот союз (и о новый род войска - тяжеловооруженных воинов, действовавших в сомкнутом строю - фаланге) разбилась доселе непобедимая мощь Персии. Греция вошла в свой классический период культурного и экономического процветания. Лидером здесь были Афины, поддерживавшие демократию во всей стране (что отнюдь не противоречило росту численности рабов, которыми, как правило, были представители других этносов).

Борьба Афин и Спарты, с колоссальными оговорками, может быть уподоблена противостоянию Запада и СССР в годы холодной войны и до нее. И, как в последнем случае, часть западной интеллигенции с надеждой смотрела на Советский Союз (хотя в реальных условиях последнего она не смогла бы существовать), так и многие афинские философы и литераторы были весьма критичны к своему городу, аппелируя к Спарте.

 В отличие от советского, спартанское общество оказалось значительно более сплоченным, что и привело его к победе в Пелопонесской войне. На тридцать лет Спарта вернула себе гегемонию. Но предложить сколько-нибудь реальную программу развития Греции она не могла. Страна оказалась в тупике развития, чем и воспользовалась находившаяся на греческой периферии царская Македония.

Филипп Македонский поставил всю Грецию под свой жесткий контроль, а его сын Александр осуществил давно лелеемый общегреческий проект покорения Персидской империи. Греки и македоняне стали колониалистами не хуже европейцев16 - 19 веков (с той разницей, что они не насаждали свою религию). Начался период эллинизма. Поскольку управлять огромными завоеванными территориями прежними методами было трудно, возродилась монархическая форма правления.

Эллинистические монархии просуществовали два - три века (государство Птолемеев в Египте, государство Селевкидов в Сирии, Междуречье и Иране, Греко-Бактрия в Средней Азии и даже Греко-Индия), пока на западе не были завоеваны Римом, а на востоке на стали жертвой местных народов, нашедших в себе силы возродить собственную государственность. Однако значение данного периода крайне велико. Греки стали учителями римлян (которые переоформили свою мифологию на греческий манер и копировали в искусстве греческие образцы). А  после краха империи античное наследие стало одной из трех культурных составляющих средневековой Европы (наряду с христианством и традицией "индоевропейского варварства").

Сотни лет в монастырях и замках хранились рукописи, переписанные с греческих оригиналов, а в средневековых университетах изучали труды греческих философов. А 14 - 16 веках нашей эры интерес к  культуре Древней Греции вспыхнул как яркая звезда. Эта эпоха так и называется - Возрождение (“возрождение греческой культуры”). И, прежде всего, великих европейских художников и скульпторов, преклонявшихся перед греческим искусством интересовали мифы и легенды этой, казалось бы ушедшей культуры. Это не случайно - ведь именно историям о богах и героях было посвящено удивительное греческое искусство, которое великие европейские художники и скульпторы и старались возродить.

Но греческая мифология обладала и ярким своеобразием. Нас всегда удивляет ее особая красота. Наверное, поэтому греческие мифы до сих пор служат источникам вдохновения для поэтов, художников и музыкантов.

 

Алексей Фанталов.

 

"Троя".

Меню