Древняя Греция: история и мифология. Ахейцы, микенская цивилизация. Дорийское нашествие. Великая греческая колонизация.
Во втором тысячелетии до н.э. на Балканы пришли первые греки – ахейцы. Их появление было явлением в рамках общих передвижений индоевропейцев в эту эпоху. Ахейцы основали крупные, хорошо укрепленные города, наиболее известными из которых были Микены (по имени которых новая цивилизация получила название "микенской") и Тиринф. Во главе этих городов стояли цари-базилевсы. Возможно, власти Микен подчинялись и остальные города материковой Греции. Из Илиады нам известно о разрушении микенцами Трои. Видимо, Троянская война была частью обширных военных кампаний на востоке. Микенцы, называемые в египетских источниках "народами моря" разрушили Хеттское царство и упорно, хотя и безуспешно атаковали Египет.
В культурном отношении они многое заимствовали от угасавшего Крита, хотя их искусство заметно более грубо. Однако микенская письменность получила прочтение и благодаря этому можно сделать вывод, что мифология ахейцев являлась типичным вариантом индоевропейской. В текстах мы видим упоминание большинства хорошо известных греческих богов.
Они уже обладали письменностью (так называемое линейное письмо "Б"), которая расшифрована. Благодаря этому, мы знаем, что в середине 2 тыс. до н. э. уже почитались типично греческие боги, хорошо отождествляемые с индоевропейскими богами других традиций: Зевс, Гера, Афина, Артемида, Посейдон, Дионис, Арес, Пайавон (Аполлон?). При этом целый ряд сюжетов, такие как младенец-Зевс, скрываемый на Крите своей матерью Реей или критский же Минотавр являются типично минойскими.
Но в начале 12 века до н.э. Балканы ожидало новое потрясение – вторжение дорийцев. Дорийцы были также индоевропейцами, но родственными ахейцам не боле, чем, скажем славяне (из чего видно, какоой сложносоставной характер имело формирование древнегреческого этноса). Прародина их находилась в Центральной Европе, где-то в районе современной Чехии, где они жили бок о бок с предками кельтов, иллирийцев, фрако-дакийцев и прочими.
Дорийское нашествие разрушило микенскую цивилизацию. Политическое и техническое развитие страны было отброшено назад. Сильно пострадали мореплавание, письменность, градостроительство. В искусстве, вместо фигуративного появился геометрический стиль. Когда же мрак развеялся, развитие Греции пошло по совершенно иному пути, нежели прежде.
Период 8 – 6 вв. до н.э. получил название греческой архаики. В это время различные народы, населяющие страну (ионийцы в Аттике, дорийцы на Пелопонессе, эолийцы вокруг Фив и др.) постепенно начинают чувствовать свое единство. Их объединяла память о единстве страны в микенскую эпоху, хранимая в произведениях Гомера, передаваемых в устной традиции (вообще говоря, значение крупных эпосов в процессе формирования того, что сейчас модно называть "национальной идеей" всегда чрезвычайно велико).
Под влиянием контактов с финикийцами возрождается мореплавание, появляется новое письмо, построенное по звуковому принципу (уже за один этот вклад мы обязаны быть благодарны древним грекам). Культурное влияние Ближнего Востока в это время очень сильно. В частности, оно сказывается на мифологии (мифы о борьбе поколений богов, представления о загробном мире, элементы культа богинь плодородия и т.д.).
В седьмом веке до н.э. происходит настоящий этнический взрыв – Великая греческая колонизация. Дорийцы и ионийцы расселяются по всем северным побережьям Средиземного моря, проникают они и в бассейн Черного моря – Понта. По меткому замечанию современника "греки расселись вокруг Средиземноморья как лягушки вокруг болота".
Но здесь необходимо отметить, что характер освоения новых территорий здесь имел свою специфику. Во-первых, греки не стремились к открытию новых земель, а шли по стопам финикийцев, вытесняя своих предшественников. Во-вторых, они не проникали далеко вглубь новых земель (как это позже станут делать римляне). Ограничиваясь побережьями. Поэтому это именно "колонизация" а не "колониализм".
Политическое единство, какое существовало в микенскую эпоху, не возродилось в Древней Греции. Она представляла собой множество городов – полисов, с подвластными им территориями. В этих городах обкатывались различные способы политической жизни: тирания, олигархия, аристократическая и демократическая республики.
Алексей Фанталов.