Таинственные этруски 2.

 

Ориентализирующим компонентом этрусской цивилизации считают и заупокойный культ. Ни у греков, ни у римлян мы не встретим ничего подобного. Красиво расписанные гробницы, огромные мраморные саркофаги, богато украшенные мифологическим сценами. Причем, изначально представление о потусторонней жизни носило радостный (подобно древнеегипетскому) характер. Излюбленным персонажем в эту эпоху была богиня Ванф (крылатая женщина с открытой грудью, держащая в руке факел) - добрая проводница души в Загробный мир.

И лишь позднее, на закате своей истории, этрусская религия начинает проникаться пессимизмом. Тогда-то и проступают в искусстве все эти демоны: Хару, символизировавший саму смерть, и Тухулка (с птичьей головой, крыльями, и ядовитыми змеями в руках), олицетворявший посмертные мучения.

Кстати, во время похорон важной персоны, этруски устраивали ритуальный поединок предназначенных в жертву рабов. Этот обычай и заимствовали римляне под название гладиаторских боев. Только в Риме был выхолощен всякий сакральный смысл явления, превратившегося в любимейший вид массового зрелища (римская цивилизация на закате была весьма подобна современной). Однако некоторые этрусские черты формально сохранились. Так, например, в римском цирке имелся особый человек в костюме Хару, который специальной деревянной колотушкой разбивал голову раненому и обреченному гладиатору.

Восточной была и организация этрусского общества. Во главе города стоял лукумон - священный царь. Сакральность его была столь велика, что лукумон должен был ставить свои ноги лишь на специальную подставку, либо на спину некоему придворному, дабы божественная энергия царя не уходила в черную землю. Это очень напоминает обычаи «отсталых обществ» Экваториальной Африки, Амазонии и Юго-восточной Азии, рассмотренные Дж. Фрэзером в его знаменитой «Золотой ветви».

Лукумоны, обладая деспотической властью, организовывали масштабные ирригационные работы, что и позволило превратить Этрурию в Эдем. Эту же практику они пытались перенести и в Рим (во время своего правления там). Поскольку лукумон не проводил принципиальной разницы между свободными подданными с точки зрения их родовитости, он заставлял трудиться на общественных работах всех без исключения (эдакий коммунистический субботник).

Однако в римском обществе подобная политика имела неожиданные последствия. Патрициям было западло трудиться наравне с плебеями (кто служил в армии, или сидел в тюрьме, отлично поймет суть ситуации). Поэтому они, в знак протеста, часто устраивали демонстративные самоубийства. В конечном счете, данная коллизия, наряду с прочими обстоятельствами повлекла отделение Рима от этрусской федерации и последующие войны.

Исторический период этрусской цивилизации был относительно коротким. По преданию, этруски появились в Италии в 11 веке до н.э. Но активную роль в истории они играли в 7 - 6 вв. до н.э. Тогда этрускам принадлежала северная и половина средней Италии и некоторые острова (например Корсика). Численность населения Этрурии можно определить как 1- 1,5 миллиона человек.

Этрусские пираты контролировали Тирренское море (в греческом мифе бога Диониса пытались захватить тирренские морские разбойники, но были наказаны им). Выходили они и на Адриатику. Однако западные эллины сумели разбить этрусков и их союзников карфагенян на море и на суше. Поскольку это  произошло одновременно с тем, как восточные эллины разгромили персов, можно сделать вывод о единой антигреческой коалиции народов Востока.

Карфаген, как известно, оправился и смог взять реванш над греками и выдержать три войны с римлянами. А вот этрускам повезло меньше. Рим поднял восстание и весьма успешно. Разгорелась борьба между самими этрусскими городами. В конце пятого века до н.э. этрусские колонии в долине реки По были сметены нашествием кельтов (галлов). Окончательно этруски были подчинены федерацией латинских племен во главе со все тем же Римом.

Как уже говорилось выше, великолепные воины, юристы, администраторы и строители римляне были весьма посредственными земледельцами (хотя и старались учиться у других, например у карфагенян). Они не справились с агротехникой сложного района севера Италии. Вместо этрусских садов появились нагоняющие лихорадку болота и, с другой стороны - выжженные солнцем равнины. В этих климатических условиях многие этруски вымерли, а оставшиеся получили презрительное римское прозвище: «толстые этруски».

В третьем веке нашей эры на римский престол взошел сын императора Валериана (попавшего в плен к персам) Галлиен. За период правления Галлиена (253 - 268 гг.) было множество мятежей, поэтому его эпоха получила название «время тридцати тиранов». Император, в труднейших условиях старался возродить традиции Августа и опирался на армию и муниципальные круги. Однако его политика вызывала негативную реакцию со стороны аристократии. Есть сведения, что со стороны своей матери Галлиен был этруском.

 

Алексей Фанталов.

 

Марий и Сулла 1.

Меню